Младшим современником Феофана был Андрей Рублёв (1370—1430), монах сначала Троице-Сергиева, а потом московского Спасо-Андроникова монастыря. Он стал самым известным русским живописцем. Главным его творением является знаменитая икона «Троица*, написанная в начале XV в.
Изображённые на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, воплощают в себе Святую Троицу: справа изображён Святой Дух, слева — Бог Отец, а в центре — Бог Сын — Иисус Христос, который будет послан в мир людской для того, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры составляют как бы единое целое. В то же время у каждого своя мысль, своя задача, своя судьба.
Впервые Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с приглашением в Москву князем Юрием Долгоруким. Москва имела выгодное расположение, находясь на пересечении трех основных торговых путей. Благодаря этому Москва стала важным центром торговли.Большую роль в возвышении Москвы сыграла поддержка духовенства. Постепенно Москва стала церковной столицей Руси. В 1327 г., когда великим князем был сын Михаила Александр Тверской, в Твери произошло возмущение против ханского посла Щелкая. Этим событием умело воспользовался новый московский князь Иван Данилович Калита. В 1328 г. Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжество Владимирское. Обеспечив таким образом внешнюю безопасность своего княжества. В 1362 г. стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича. Победа, одержанная Дмитрием Донским в 1380 г. на Куликовом поле, придала московскому князю значение национального вождя.