звезда рождается, живет и умирает…
звезда рождается, живет и умирает,
отмерен каждому светилу свой порог,
чертой невидимой очерчен жизни срок,
за ней прозрение нежданно наступает –
всего на миг в звезде проявится пророк.
уныние веков, уклад патриархальный,
царивший в городке с былиннейших времен,
его спокойствие, его извечный сон
вдруг рухнул на глазах, блеск мишуры сусальной
померк, являя взору сумеречный тон.
по мостовой, булыжники дробя копытом,
примчался ураган, вздымая вверх клубы,
ворвавшись в старый мир предвестником беды,
искрящий страстью и самодовольством сытым,
красавец гарцевал, вставая на дыбы.
беззубым ртом слюнявя ржавые удила,
в юнце себя узрел понурый водовоз,
а сам уж был в проплешинах, под ним навоз,
хвостом обмахивался он неторопливо,
скользя копытами, избитыми вразнос.
бока ж юнца червонным златом отливали,
багряной гривой развивая на ходу,
казалось, предлагает он свою игру,
но взгляд гнедого в нем безумца выдавали –
он в сердце старое ворвался не к добру?
вся жизнь пред стариком предстала в одночасье:
прозрением небес унылого слепца
младая в жилах кровь игривого юнца
взыграла в мерине на радость и на счастье
привалом на пути для старого скопца.
мудрец, расставив шире ноги для опоры,
стоял в задумчивости, мысля про себя,
что толку в юности – сплошная суета…
но сам смотрел на мир уже задорным взором,
бойца могучего, жизнь снова возлюбя.
раскинулись миры своим многозначеньем
единым полотном пред старым мудрецом,
он ощутил себя хранителем, жрецом
премудрости земной, ее реки теченья,
рожденья таинства, со смертию борцом.
смысл жизни обретя, он с жизнью расставался,
посланником небес он землю покидал,
свои прозрения живущим предрекал,
когда в последний путь загробный отправлялся,
с благою радостью он землю оставлял.
последним всполохом, отчаянным гореньем
на небе вспыхнуть может одинокий свет
разворошив в сознанье множество примет,
одарит путника сердечным откровеньем,
с заоблачных высот всем передаст …
3)января 1886 г., Казань – 9 марта 1926 г., там же.
Ф.Амирхан – сын М.Амирханова.
Образование получил в медресе «Мухаммадия» (1905 г.), самостоятельно изучил русский язык и литературу.
Под влиянием Революции 1905–1907 гг. принимал активное участие в движении шакирдов «аль-Ислах».
Жизненный и творческий путь Ф.Амирхана был сложным. После того как в августе 1907 г. его разбил паралич, писатель до конца своих дней был прикован к инвалидной коляске.
В 1907 г. Ф.Амирхан фактический редактор журнала «Тарбияи-атфаль», в 1907–1909 гг. – газеты «аль-Ислах». С 1912 г. активно сотрудничал в газете «Кояш» и журнале «Анг».
Бурные исторические события и катаклизмы начала ХХ века определили синкретичность мировоззрения писателя, сосуществование в нем революционно-демократических, социальных взглядов, преломленных через призму философских систем Востока и Запада.
Ф.Амирхан приветствовал Февральскую революцию 1917 г. публицистической статьей «Богаулар өзелделәр» («Порвались цепи»).
После Октябрьской революции писатель сотрудничал в газетах и журналах «Кызыл Армия», «Эш», «Татарстан», «Татарстан хабарляре», «Шарык кызы», «Безнен юл». Под псевдонимом «Марксист» печатал публицистические статьи, принимал активное участие в общественно-политической и культурно жизни республики.
Памяти Ф.Амирхана, прозванного в народе «вершителем судеб татар», посвящено большое количество поэтических и публицистических произведений.
Фатих и Ибрагим Амирхановы. 1915
Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Художественное творчество
Фатих Амирхан в момент прогулки на лошади в районе Дальнего Кабана. 1909
Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Ф.Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.
Ф.Амирхан пришел в литературу с романтическим рассказом «Гарәфә көн төшемдә» («Сон накануне праздника», 1907 г.). Как писатель подвергал критике феодальную косность татарского общества, ратовал за идеалы национального возрождения.
В повести «Фәтхулла хәзрәт» («Фатхулла хазрет», 1909 г.), вошедшей в классику татарской сатирической литературы начала ХХ века, высмеиваются приверженцы средневековых устоев жизни.
Основой пьесы «Яшьләр» («Молодежь»), написанной в том же году, стали идеалы и устремления татарской разночинной молодежи, которые выражались в стремлении разрушить все старое, связанное с бытом и нравами кадимистов (см. кадимизм), в страстной защите свободы личности, права татарской молодежи на европейское образование, европейский образ жизни.
В рассказе «Татар кызы» («Татарка», 1909 г.) с использованием художественных приемов экзистенциализма и экспрессионизма раскрывается проблема освобождения женщины-татарки от гнета феодально-патриархальных традиций, превращения ее в игрушку для будущего мужа, а затем и в «живой труп». Фрагментарность фабулы, схематичность композиции произведения, указание на пограничные состояния героини между Жизнью и Смертью оригинально синтезированы в рассказе различными приемами модернистской литературы.
В романтической повести «Хәят» («Хаят», 1911 г.) показана духовная драма татарской девушки, с детства приобщенной к русской культуре. Основное внимание автора направлено на раскрытие внутреннего мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный для татарской литературы конца XIX – начала ХХ веков конфликт отцов и детей воплощен автором в духе романтизма.