Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, способствовало укреплению международных связей и соответствовало планам Никона стать главой Вселенской православной церкви. Реформы проводились патриархом в нарушение принципа соборности.
Многие верующие эти нововведения воспринимали как святотатство, погибель христианской веры. Все несогласные стали преследоваться. Общество раскололось на никониан и старообрядцев. Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства», вмешивался в обсуждение политических вопросов, требовал, чтобы его титуловали «великим государем».
В результате между царем и патриархом произошел конфликт. В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. Только в 1666 г. прибывшие в Москву патриархи официально лишили его сана, и бывший патриарх был сослан в монастырь. Однако гонения на старообрядцев продолжались. Среди раскольников было много крестьян и посадских людей, церковнослужителей, встречались также бояре и дворяне. Конфликт вышел за рамки узкоцерковных споров и превратился в одну из форм социального протеста народных масс.
Пословицы и поговорки любого народа - кладезь мудрости и жизненного опыта множества поколений, живших до нас. "Слово делом крепи", - говорили наши предки своим детям, уча их выполнять обещания и не бросать слов на ветер.
И это правильно: сказать человек может все, что угодно, но судить его в конце концов будут по делам, а не по словам. Человек, который много говорит, но ничем не подкрепляет свои слова, быстро прослывет пустозвоном, пустомелей, болтуном, трепачом. О таких в народе говорят: "Слов мешок, а дел на вершок" или "На словах города строит, а на деле ничего не стоит."
Русский народ всегда ценил тех, кто делает, а не болтает попусту. Это подтверждает множество пословиц с примерно одинаковым смыслом, например: "Больше делай, а меньше говори", "Не спеши языком, торопись делом". наши предки считали, что "доброе дело само себя хвалит", то есть нужно делать дело, а не рассказывать об этом. Дела человека скажут сами за себя.
Пословицы и поговорки любого народа - кладезь мудрости и жизненного опыта множества поколений, живших до нас. "Слово делом крепи", - говорили наши предки своим детям, уча их выполнять обещания и не бросать слов на ветер.
И это правильно: сказать человек может все, что угодно, но судить его в конце концов будут по делам, а не по словам. Человек, который много говорит, но ничем не подкрепляет свои слова, быстро прослывет пустозвоном, пустомелей, болтуном, трепачом. О таких в народе говорят: "Слов мешок, а дел на вершок" или "На словах города строит, а на деле ничего не стоит."
Русский народ всегда ценил тех, кто делает, а не болтает попусту. Это подтверждает множество пословиц с примерно одинаковым смыслом, например: "Больше делай, а меньше говори", "Не спеши языком, торопись делом". наши предки считали, что "доброе дело само себя хвалит", то есть нужно делать дело, а не рассказывать об этом. Дела человека скажут сами за себя.
Многие верующие эти нововведения воспринимали как святотатство, погибель христианской веры. Все несогласные стали преследоваться. Общество раскололось на никониан и старообрядцев. Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства», вмешивался в обсуждение политических вопросов, требовал, чтобы его титуловали «великим государем».
В результате между царем и патриархом произошел конфликт. В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. Только в 1666 г. прибывшие в Москву патриархи официально лишили его сана, и бывший патриарх был сослан в монастырь. Однако гонения на старообрядцев продолжались. Среди раскольников было много крестьян и посадских людей, церковнослужителей, встречались также бояре и дворяне. Конфликт вышел за рамки узкоцерковных споров и превратился в одну из форм социального протеста народных масс.