ответ:Градусная сеть и ее элементы
Шарообразная форма Земли и суточное вращение определяют существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая земная ось, вокруг которой вращается Земля.
На картах и глобусах проводят самую большую окружность – экватор, плоскость которого перпендикулярна земной оси. Экватор делит Землю на северное и южное полушария. Длина дуги 1° экватора 40075,7 км : 360° = 111,3км.
Параллельно плоскости экватора можно условно расположить множество плоскостей. При пересечении их с поверхностью земного шара образуются малые окружности – параллели. Они проводятся на глобусе или карте на определенном расстоянии от экватора и ориентированы с запада на восток. Длина окружностей параллелей равномерно уменьшается от экватора к полюсам. Напомним, что наибольшая она на экваторе, а на полюсах равна нулю.
Земной шар можно также пересечь воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно к плоскости экватора. При пересечении этих плоскостей с поверхностью Земли образуются большие окружности – меридианы. Меридианы можно провести через любые точки земного шара. Все они пересекаются в точках полюсов и ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1º меридиана 40008,5 км : 360° = 111 км. Направление местного меридиана в любом пункте можно определить в полдень по направлению тени от гномона или другого предмета. В северном полушарии конец тени от предмета показывает направление на север, в южном – на юг.
Для расчета расстояний на карте или глобусе можно использовать следующие величины: длина дуги 1º меридиана и 1º экватора, равная примерно 111 км.
Чтобы определить расстояние в километрах на карте или глобусе между двумя пунктами, расположенными на одном меридиане, число градусов между пунктами умножают на 111 км. Для определения расстояния в километрах между пунктами, лежащими на одной параллели, число градусов умножают на длину дуги 1° параллели, обозначенную на карте или определенную по таблицам.
Распространенности взглядов, отрицающих единство географии, содействовало влияние современной буржуазной философии, не возвыситься до понимания единства материального мира. Историческое развитие физической и экономической географии не могло поэтому не пойти по несколько разным путям.
В капиталистических странах тенденция к разобщению физической и экономической географий начинает давать себя чувствовать особенно в последние десятилетия, что отражает общее стремление буржуазной философии перейти от детерминизма к индетерминизму. В буржуазной науке в настоящее время «стена» между естественной и общественной сферами тесно связана с тенденцией отрицания объективных законов, которым подчинено развитие как природы, так и общества. Особенно большую активность проявляют в капиталистических странах сторонники прагматизма — близкой к позитивизму разновидности субъективного идеализма. Влияние прагматизма, ставшего теперь чуть ли не официальной философией в США, постепенно начинает проникать и в зарубежную географию. Оно выражается в отрицании причинности и всеобщей связи явлений, в полном отрицании детерминизма под флагом преодоления географического детерминизма и материального характера предмета (предметов), изучаемого (изучаемых) географией. На первый план начинают выдвигать волю выдающихся личностей, якобы управлять ходом событий и формировать условия окружающей человека среды; иногда отрицается всякое влияние географической среды на общественную жизнь.
Наряду с этим в работах многих зарубежных географов, в том числе американских, можно найти правильные выводы и заключения, являющиеся обычно обобщениями эмпирических исследований. Но взгляды на географию американских географов мало согласованы, очевидно здесь имеется наибольшее количество разногласий. В этом отношении весьма показательна коллективная работа американских географов, изданная в связи с 50-летием Ассоциации американских географов. Авторам этой работы удалось довольно полно показать состояние и направление развития современной географии в США. В книге обстоятельно говорится о всех отдельных отраслях географии, вплоть до медицинской и дешифрирования аэрофотоснимков. Однако общая теоретическая концепция здесь выявлена крайне недостаточно. Например, о предмете географии в целом сказано весьма неопределенно: «Теперь, как и в она имеет дело с размещением предметов на земной поверхности, и с их ассоциациями, определяющими характер отдельных территорий. Когда решаются проблемы размещения или изучения условий, свойственных определенным территориям, то имеют дело с географией точно так же, как изучение хода событий дело истории».
Из общих географических идей в названной книге имеются две, на наш взгляд, правильных — идея единства географии и идея регионального метода.
По поводу единства географии сказано: «Почти все ученые, серьезно задумывавшиеся над вопросом о сущности