водные ресурсы. общие запасы воды на земле составляют 1386 млн км3, но 96,5% водных ресурсов планеты приходится на соленые воды мирового океана и 1% — на соленые подземные воды. на пресные воды приходится всего 2,5% общего объема гидросферы, а если исключить из расчета полярные льды, которые еще практически не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества воды на земле. мировое водопотребление выросло с 1100 км3 в 1950 г. до 3300 в 1980 и 4100 км3 в 1990 г. в последние годы в результате мер по ресурсосбережению рост потребления воды в мире замедлился, и общий водозабор в 2000 г. должен составить 4780 км3. только в сша ежегодно используется около 550 км3 пресной воды, а в россии — примерно 100 км3.
главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют 47 тыс. км3, а реально использовать можно менее половины этого количества. таким образом, объем мирового потребления воды приблизился к 1/4 водных ресурсов планеты, которые могут быть использованы. в сша водопотребление достигает почти 30% среднегодового поверхностного стока рек (при том, что 20% потребностей в воде покрывается за счет подземных вод), а в россии — примерно 2,5% речного стока.
главным потребителем воды в мире является сельское хозяйство (69%), затем идут промышленность (21%), коммунальное хозяйство (6%) и водохранилища. в россии структура водопотребления заметно отличается от среднемировой: на первом месте находится промышленность (55%), на втором — сельское хозяйство, включая орошение (20%), на третьем — коммунальное хозяйство (19% от общего потребления).
в мировом сельском хозяйстве сохраняется тенденция к увеличению спроса на воду. считается, что именно недостаток воды, а не обрабатываемых земель, является причиной нехватки продуктов питания во многих развивающихся странах. так, в засушливых регионах живут более 1 млрд людей.
уровень использования водных ресурсов для нужд промышленности, сельского хозяйства и быта составляет, % от общего объема водных ресурсов: в египте — 97,1; израиле — 84,4; украине — 40; италии — 33,7; германии — 27,1; польше — 21,9; сша— 18,9; турции — 17,3; россии — 2,7.
лесные ресурсы.мировые лесные ресурсы характеризуются, прежде всего, показателями лесистости, лесной площади и запаса древесины на корню.
показатель лесной площади отражает размер территории, покрытой лесами, в том числе на душу населения. лесистость показывает отношение площади лесов к общей территории страны. запасы древесины на корню обычно определяются умножением среднего количества древесины (в кубических метрах) с 1 м2 на площадь, занятую лесами.
покрытые лесом площади во всем мире достигают 40,1 млн км2 (в том числе на леса, наиболее пригодные для эксплуатации, приходится 25—28 млн км2), россии — 8,1, бразилии — 3,2, канаде — 2,6, сша — 2,0 млн км2. но за последние 200 лет площадь лесов на земле сократилась примерно вдвое. площадь лесных массивов с 1960 г. по 1990 г. уменьшилась на 13%, причем больше всего пострадали тропические леса азии. относительно нетронутыми, остались пока леса азиатской части россии, канады, бассейнов рек амазонки и конго. общие запасы древесины на корню во всех лесах мира составляют 340—370 млрд м3. россия занимает первое место в мире по запасам древесины (23% мировых запасов).
ежегодный текущий прирост древесины, который определяет возможности эксплуатации лесов без подрыва их воспроизводства, составляет, по разным оценкам, от 3,6 до 5,5 млрд м3, однако в доступных освоенных лесах он ранен всего 1,8 млрд м3. в середине 90-х гг. объем заготовок леса составлял 3,4 млрд м3 в год (в i960 г. — 1,9 млрд м3). таким образом, объем заготовок приблизился к годовому приросту древесины. развитие лесозаготовок зависит не только от имеющихся запасов древесины, но и от качества ведения лесного хозяйства.
несмотря на кажущиеся огромными запасы древесины в россии, северной америке, северной европе и южной америке, возможности экстенсивной эксплуатации лесных ресурсов в настоящее время близки к исчерпанию. поэтому обеспечить как потребности , так и требования по охране природы можно лишь путем перехода к ресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе мирового хозяйства.
Этатизм — это идеологическое направление политической мысли (см. Политика), рассматривающее государство как наивысший результат и цель существования общества (см. Общество). Концепции этатизма абсолютизируют роль государства в обществе и утверждают широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.
Идеи этатизма были свойственны социальным концепциям ещё в древности, однако артикулированный характер они приобрели вместе с формированием самого понятия государства как безличного социального института, имеющего статус субъекта определённых социальных отношений и действий, что, в свою очередь, стало возможным с окончанием эпохи абсолютных монархий в Европе. Формирование абстракции государства имело большое теоретическое и политическое значение. В. Орландо представлял государство в виде юридического лица, что означало открытие, имеющее для правоведения значение не меньшее, чем декартовское «cogito» ergo sum» для философии. Этатизм прежних эпох не мог выделить государство как таковое, отграничив его от государя. Так, ещё Н. П. Огарев полагал немыслимой идею государственной собственности на землю и отвлечённого понятия государства-собственника, владеющего поземельной собственностью на правах частного человека, и считал возможным говорить либо о государевой, либо о земской собственности: до понятия государства-собственника, по его словам, не додумались ни практическая Англия, ни Французская революция и французский социализм, ни прусская философия, хотя они и «придали отвлечённому понятию государства всякие отвлечённые свойства, или силы; государство могло быть высшим разумом, высшим правосудием, высшей идеей, которой каждый был обязан жертвовать жизнью»… (Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 1. — М., 1952, с. 598).
Разбирая воззрения «экономистов», А. де Токвиль пришёл к выводу: «Значительная социальная власть, рисующаяся воображению экономистов, не только обширнее всех тех, которые были у них перед глазами, она, кроме того, отличается от них своим происхождением и характером. Она не истекает непосредственно от Бога и не связана с преданием, она безлична и имя ей уже не король, а Государство; она не составляет наследственного достояния какой-либо фамилии; она исходит от совокупности, представляет всех и должна подчинять права отдельного лица общей воле. С этой особой формой тирании, называемой демократическим деспотизмом и неведомой Средним векам, их мысль уже близко освоилась» (Токвиль А. де. Старый порядок и революция. — Пг., 1918, с. 134). Токвиль нарисовал картину воображаемого общества, в котором этатистская идея реализуется в сочетании с идеей демократического равенства. Над толпами равных и похожих друг на друга людей возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютно дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром; она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берёт на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства, она лишает людей инициативы, препятствует рождению нового, гасит и отупляет, превращая в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство