Евразия - самый крупный материк Земли. С учётом островов она располагается во всех полушариях планеты, хотя преимущественно относится к северному и к восточному. Её береговая линия очень сильно изрезана, материк омывает огромное количество морей и заливов, в океан вдаётся множество крупных и мелких полуостровов. Исключительно разнообразны природно-климатические условия Евразии: в то время, когда южные её территории находятся в приэкваториальной зоне планеты, северные уходят далеко за Полярный круг.
Крайние точки Евразии:
Северная: мыс Челюскин – 77°43’ с.ш. 104°18’ в.д.
Южная: мыс Пиай – 1°16’ с.ш. 103°31’ в.д.
Западная: мыс Рока – 38°47’ с.ш. 9°30’ з.д.
Восточная: мыс Дежнёва – 66°5’ с.ш. 169°39’ з.д.
Материк располагается во всех климатических поясах Земли: экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, умеренном, субарктическом и арктическом.
Евразию омывают все океаны Земли, за исключением Южного: Атлантический с запада, Северный Ледовитый с севера, Тихий с востока и Индийский с юга.
Евразия соединена с Африкой на юго-западе через Синайский полуостров, на востоке она отделена узким Беринговым проливом от Северной Америки.
Как развивалась географическая мысль во времени? Кто был творцом географических идей? Какие переломные этапы были в развитии теории географии? Без ответа на эти вопросы разобраться в научных проблемах современной географии, ее теоретических положениях очень трудно.
Наука - это мысль, а история науки - это движение мысли. Любая наука как форма общественного сознания проходит сложный путь развития от описательного этапа (сбора, накопления и классификации данных об объектах исследования) до этапа теоретического и методологического осмысления. Развитие науки теснейшим образом связано также с запросами практической деятельности человека, которые не остаются постоянными в различные эпохи.
Обязательными атрибутами любой науки должны быть объект и предмет исследования, а также методология и теория, фундаментальные категории и понятия, принципы и схемы объяснения. Традиционно география считалась наукой, изучающей поверхность нашей планеты. Открытие и исследование этой поверхности началось еще на самой ранней ступени цивилизации и завершается уже в наше время. Главной целью географических исследований всегда являлось изучение географической действительности и географической картины мира, с которыми связана жизнь человека и общества. Отсюда и сам термин география родился как «землеописание». Однако, по мнению В.Бунге, история развития географии, ее «идеология» сложна и не очень безоблачна. В ней мало «руководящих идей и множество фактов».
Другие науки накапливали данные и на их базе создавали теорию науки, а потом «новая» наука (например, новая физика) поглощала более старую, но не отвергала ее. В географии преобладал направленно-волновой характер развития с частой сменой направлений, целей, методологических и теоретических задач. Затянувшийся описательный этап накопления фактов и данных, сложность объекта и предмета изучения, влияние политических и социокультурных факторов общества не становлению инварианта географии как науки, формированию ее теории и методологии. Кроме того, становление географии как науки было связано с трудностью согласования интересов между синтезом накопленных данных и погоней за новейшими фактами, что усиливало дифференциацию научных направлений и усложняло систему географических наук, приобретающих образ «Вавилонской башни». Не всегда совпадало желание лидеров географии соединить поиск истины, утверждающей престиж географии в научном обществе, и стремлением быть полезной обществу.
Трудности становления географии как науки, по мнению В.С.Преображенского, были связаны:
— с меняющимся статусом географии, ее превращением из школьной и вузовской географии в науку (конец XIX в.), а затем в 30-60-е годы XX в. в массовую сферу профессиональной деятельности;
— с постоянным расширением границ объекта и границ предмета исследования;
— с усложнением методики исследования (путешествия ® экспедиции ® стационары ® дистанционное зондирование ® корабли науки и санно-тракторные поезда) и методического перевооружения в области эмпирических обобщений (картографического ® математико-статистического ® картографо-математического моделирования на базе ЭВМ ® компьютерных систем и сетей);
— с изменением информационных функций географии: картографической ® страноведческих описаний и многотомных сочинений ® национальных и мировых географических атласов ® функционально-ориентированных карт ® электронных банков данных ® геоинформационных систем.
Вот почему в географии часто употребляются понятия «современная» и «новая» география, «кризис» и «революция». Если первые фиксируют лишь некоторые изменения в теории и строении концептуальных моделей, то вторые свидетельствуют о решительном пересмотре устоявшихся теорий, видения предмета или методов его изучения.
Наши предшественники и современники неоднократно пытались выявить наиболее общие черты развития географии от античных времен (Эратосфен и Страбон) и до наших дней (А.А.Григорьев, А.Г.Исаченко, И.М.Забелин, Ю.Г.Саушкин, К.Грегори, Н.К.Мукитанов, В.С.Преображенский, В.П.Максаковский и др.). А.А.Григорьев анализирует развитие физико-географических идей в России в XIX и начале XX в. А.Г.Исаченко издает монографию «История развития географических идей». О геогарфии в , настоящем и будущем написана интересная работа Ю.Г.Саушкина, а также «География и географы» К.Грегори. Итог XX века подводит монография В.С.Преображенского, Т.Д.Александровой и Л.В.Максимовой «География в меняющемся мире». «Историческую географию мира» издает В.П.Максаковский. Первое учебное пособие по «Истории географии» предлагают М.М.Голубчик, Е.В.Евдокимов и Г.Н.Максимов.