Река, протекающая на Ближнем Востоке. Ее верховья принадлежат Турции, но основная часть — Ираку, частично проходя на его современной границе с Сирией. Вместе с рекой Евфрат Тигр обозначал границы Месопотамии (Междуречья, в переводе с греческого), области, ставшей колыбелью одной из древнейших на нашей планете цивилизаций: государств Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и других могущественных городов-государств. Тигр упоминается в Книге Бытия, первой книге Библии.
ПОТОК, БЫСТРЫЙ, КАК СТРЕЛА
Тигр и Евфрат нередко называют «братьями-близнецами». Обе реки имеют огромное значение для всего человечества: между ними было расположено Междуречье, или Месопотамия по-гречески, — одна из колыбелей мировой цивилизации.
Армянское нагорье Малой Азии и Закавказья, его хребет Тавр, среди склонов южной оконечности которого расположено озеро Хазар, составляют единую с Малым Кавказом горную цепь. Одно из древних названий Каспия — тоже Хазар. То есть в географической системе понятий река Тигр относится к Черноморско-Каспийскому бассейну, хотя у нее нет поверхностных связей ни с Чёрным, ни с Каспийским морями. В конце неогена (около 25 млн лет назад) Армянское нагорье испытало несколько тектонических катаклизмов: горы его раскалывались, изливалась лава, образовывались трещины и впадины, заполнявшиеся водой. Одна из таких впадин — озеро Хазар. И значит, возраст реки Тигра, вытекающей из озера Хазар, тоже приблизительно 25 млн лет. С древности Тигр был главным средством сообщения в пустынном регионе.
С разных древних языков Месопотамии название реки «Тигр» переводится как «быстрая река», «стрела» или, поэтично, — «вода, быстрая, как разящая стрела». В верхнем течении, когда, спускаясь с высоты около 1245 м, она проходит сквозь ущелья, затем через плато Дезире, это действительно очень быстрая река. Но в названии заложено и сравнение Тигра с Евфратом, Тигр гораздо полноводнее и быстрее «брата», даже при их слиянии. Это обусловлено тем, что у Тигра довольно крупные притоки, которых нет у Евфрата
Африка, с более 200 млн га плодородных земель, пригодных для использования в народном хозяйстве, имеет чрезвычайно низкую сельскохозяйственную продуктивность - всего 25 % потенциала. Несмотря на обилие земельных ресурсов, большая часть Африки остается бедной, и слишком мало стран смогли открыть для себя больше возможностей. Полагают, что главная причина этой печальной проблемы может заключаться в плохой системе управления землями и осуществлением права на земельные участки. Например, подавляющее большинство африканских стран используют системы управления земельными ресурсами, которые они унаследовали еще в независимости, наряду с устаревшими методами съемки и картографирования. Неудивительно, что только 10% сельских земель Африки официально зарегистрированы. Остальные 90% используются нелегально и неофициально, что делает их уязвимыми для захвата, экспроприации без справедливой компенсации, и коррупции. Эти последствия сильнее всего сказываются на женщинах-фермерах, которые зачастую являются единственными кормильцами в их семьях. Незарегистрированные земли также являются проблемой в городах, которые в настоящее время становятся все более популярным местом для жизни миллионов бывших сельских жителей. Население быстро развивающихся городов Африки, нуждается в безопасном доступе к землям и гарантии своих прав на участки. К счастью, во всем мире есть успешные примеры улучшения использования земельных ресурсов, которые коренным образом изменили сельское хозяйство. Основываясь на мировом опыте в таких африканских странах, как Гана, Малави, Мозамбик, Танзания и Уганда, предлагают революционизировать сельскохозяйственное производство и искоренить нищету. Эти шаги включают в себя повышение безопасности владения и пользования землей на индивидуальных, и общинных землях; расширение доступа к земле; владение жильем для малообеспеченных и уязвимых семей; разрешение земельных споров; улучшение качества государственных земель; повышение эффективности и прозрачности услуг по управлению земельными ресурсами. Несмотря на то, что плохое управление земельными ресурсами является сложной задачей, проблема не является непреодолимой. Последнее десятилетие стало свидетельством активизации усилий африканских стран в области развития земельной политики и внедрению новаторских подходов к совершенствованию управления земельными ресурсами.