Восточно-европейская равнина (Русская равнина) по сравнению со всеми другими физико-географическими странами России наиболее освоена человеком. Она давно заселена и имеет достаточно высокую плотность населения, поэтому природа равнины претерпела весьма существенные антропогенные изменения. Сильнее всего изменена природа наиболее благоприятных для жизни человека зон — лесостепей, степей, смешанных и широколиственных лесов. Даже тайга и тундра Русской равнины были вовлечены в сферу хозяйственной деятельности раньше, чем аналогичные зоны Сибири, поэтому и они существенно изменены. Многовековая хозяйственная деятельность человека коренным образом изменила растительный покров равнины. Здесь практически не осталось типичной степной растительности. Целинные степи уже давно распаханы и заняты посевами сельскохозяйственных культур.
В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство. Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике. Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.
В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство. Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике. Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.