Структура программы в Pascal
Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.
Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.
✎ 1) Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.
✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).
✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).
Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:
Код Pascal
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Program <название программы>;
<раздел описаний>
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . . . . . .
<оператор N>;
end.
При решении задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:
Объяснение:
•PAN (Personal Area Network) — персональная сеть, предназначенная для взаимодействия различных устройств, принадлежащих одному владельцу.
•LAN (Local Area Network) — локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Термин «LAN» может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть уровня большого завода, занимающего несколько сотен гектаров. Зарубежные источники дают даже близкую оценку — около шести миль (10 км) в радиусе. Локальные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешен только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью.
•CAN (Campus Area Network — кампусная сеть) — объединяет локальные сети близко расположенных зданий.
•MAN (Metropolitan Area Network) — городские сети между учреждениями в пределах одного или нескольких городов, связывающие много локальных вычислительных сетей.
•WAN (Wide Area Network) — глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Пример WAN — сети с коммутацией пакетов (Frame relay), через которую могут «разговаривать» между собой различные компьютерные сети. Глобальные сети являются открытыми и ориентированы на обслуживание любых пользователей.
•Термин «корпоративная сеть» также используется в литературе для обозначения объединения нескольких сетей, каждая из которых может быть построена на различных технических, программных и информационных принципах.
По типу функционального взаимодействия
•Клиент-сервер
•Смешанная сеть
•Одноранговая сеть
•Многоранговые сети
По типу сетевой топологии
•Шина
•Кольцо
•Двойное кольцо
•Звезда
•Ячеистая
•Решётка
•Дерево
•Fat Tree
По типу среды передачи
•Проводные (телефонный провод, коаксиальный кабель, витая пара, волоконно-оптический кабель)
•Беспроводные (передачей информации по радиоволнам в определенном частотном диапазоне)
По функциональному назначению
•Сети хранения данных
•Серверные фермы
•Сети управления процессом
•Сети SOHO, домовые сети
По скорости передач
•низкоскоростные (до 10 Мбит/с) ,
•среднескоростные (до 100 Мбит/с) ,
•высокоскоростные (свыше 100 Мбит/с) ;
По сетевым операционным системам
•На основе Windows
•На основе UNIX
•На основе NetWare
•На основе Cisco
По необходимости поддержания постоянного соединения
•Пакетная сеть, например Фидонет и UUCP
•Онлайновая сеть, например Интернет и GSM