Если бы восстание окончилось победой, то торжество восставших было бы недолгим. Возможно, максимум, чего бы им удалось добиться – это вернуться на родину (да и то не всем – некоторым некуда было возвращаться) .
В любом случае Римское государство было сильнее любой армии восставших. И очень скоро всё вернулось бы на круги своя. Сам Спартак, вероятно, смог бы получить какое-нибудь звание и жить где-нибудь в римской провинции. Да и другие активные товарищи могли бы чего-то добиться. Но перестроить государственную систему не получилось бы – это однозначно историческое время для этого ещё не настало.
Подробнее - на -
Узнав о смерти Антония, Октавиан пролил приличествующую случаю слезу. Попутно он прочитал друзьям отрывки из своей переписки с Антонием, «чтобы они убедились, — по словам Плутарха, — как дружелюбно и справедливо писал он и с какою грубостью, с каким высокомерием всегда отвечал Антоний»[64]. По таким образом утверждению своего доброго имени в глазах современников и потомков, Октавиан отправил к Клеопатре для переговоров Прокулея, того самого, что прибыл к подножию гробницы в минуту смерти Антония. Он велел своему посланцу доставить Клеопатру живой, чтобы ее можно было провести в триумфальном шествии в Риме.
Любопытно, что Антоний успел перед смертью дать Клеопатре совет довериться Прокулею. Но Антоний сделал это напрасно, а Октавиан слишком понадеялся на красноречие своего посланца. Клеопатра отказалась впустить его в гробницу. Прокулей ограничился переговорами, прославляя доброту и милосердие Октавиана и не скупясь на обещания.
В этих трагических переговорах Клеопатра не требовала ничего для себя лично. Она просила лишь ручательства, что египетский трон перейдет по наследству к ее детям. В душе Клеопатры, надо полагать, произошел перелом. Весной она еще могла, мечтая о власти, цепляться за Цезариона, вступавшего в пору зрелости. Но сейчас она помышляла лишь о будущем династии. Себя она в расчет не принимала. Единственный козырь в переговорах с Октавианом — это возможность распорядиться собственной жизнью по своему усмотрению. Однако Октавиан стремился лишить ее этого преимущества. Он посылает следом другого приближенного, Галла, который тоже вступает в переговоры, тоже не скупится на обещания и вовлекает Клеопатру в дискуссию, в то время как Про-кулей приставляет лестницу с противоположной стороны усыпальницы, где находится то самое окно, через которое царица и ее служанки втянули наверх умирающего Антония. Хитрость удается. Прокулей врывается в комнату Клеопатры и успевает выхватить у нее из рук кинжал, которым она пыталась заколоться.
Древнее общество на территории Беларуси делится учеными на три
периода (в зависимости от того, из каких материалов изготавливались
орудия труда): каменный век, бронзовый и железный. Каменный век в
свою очередь делится на три эпохи – палеолит (ранний, средний и
поздний), мезолит и неолит.
Первые попытки проникновения первобытного человека на территорию Беларуси датируются примерно 100–35 тыс. лет назад, т. е. в
среднем палеолите. Это были неандертальцы, главным занятием которых было собирательство и охота. Неандертальцы умели строить жильё, пользоваться огнем, шить одежду из шкур.
40–35 тыс. лет назад неандертальцы исчезают. Их вытеснили люди
современного антропологического типа – кроманьонцы. Они изготавливали более разнообразные и совершенные орудия труда. Археологи
выявили 2 стоянки кроманьонцев в Гомельской области: на р. Сож,
около д. Бердыж, недалеко от Чечерска, и на р. Припять, около
д. Юровичи, недалеко от Мозыря, возраст которых – 26–24 тыс. лет.
В эпоху мезолита (VIII–V тыс. лет до н. э.) произошло полное заселение человеком нынешней территории Беларуси. В долинах крупных
рек появилось первое постоянное (автохтонное) население. Основные
орудия труда изготавливались из кремня, дерева и кости. Был изобретён лук человека на охоте стала собака.
Каменный век завершился эпохой неолита (IV – около II тыс.
до н. э.). В Беларуси известно свыше 500 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах рек Припять, Сож и Неман. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Усовершенствовались орудия труда: шлифовка, сверление и др. Появилась глиняная
посуда, возникли прядение и ткачество. Примерно в III тыс. до н. э.
начался постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция).
В бронзовом веке (около II тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э.) земледелие и скотоводство становятся ведущим занятием людей, происходят существенные изменения в общественных отношениях, этническом составе. В семье и обществе доминирующее положение занимает
мужчина, счет родства ведется по мужской линии, распространяется
парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), возникает частная собственность.
В III–II тыс. до н. э. на Беларуси начинается расселение индоевропейских племен, что положило начало индоевропейскому периоду
этнической истории. На территории, объединявшей бассейны рек Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате
ассимиляции местного населения индоевропейцами сформировался
новый этнос – балты, о чем свидетельствует балтская гидронимия –
названия рек Волча, Друть, Полота, Улла, Дрисвяты и др.
Новый этап этнической истории Беларуси начался в V в. н. э. с
приходом славян. После второго «великого переселения народов»,
хронологически связанного с распадом Римской империи (476 г.), под
натиском племен готов и гуннов началось расселение славян. В IV–
X вв. они разделились на три главных диалектных ареала: 1) южный
(предки современных болгар, македонцев, сербов и хорватов);
2) западный (предки чехов, словаков и поляков); 3) восточный (предки
русских, украинцев и белорусов).
На территории Беларуси славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтами. Большая часть балтского населения была ассимилирована, другая часть вытеснена на северо-запад.
В результате славяно-балтского синтеза в VIII–Х вв. возникли новые этнические общности – кривичи, дреговичи, радимичи. Они пред9
ставляли собой не племена или союзы племен, а протонародности
(народности, которые начали формироваться). Их государственные
образования назывались протогосударствами (государства, которые
начали создаваться). Кривичи, дреговичи и радимичи не были непосредственными предками белорусов, а являлись этническими общностями на территории современной Беларуси в IХ – первой половине
ХII
Объяснение: