Результатом неолитической революции стал переход от присваивающего к производящему хозяйству. Но преимущества этого перехода не всегда однозначны по сравнению с предшествующим хозяйственным укладом охотников-собирателей.
Естественной реакцией примитивных племен, занимающихся охотой и собирательством, на сокращение «кормовой базы» является поиск новых мест, а не новых деятельности, что подтверждается многочисленными этнографическими исследованиями. Например, охотничьи племена Огненной Земли разыскивают скопления моллюсковили выброшенного на берег кита. Обнаружив, останавливаются и живут до тех пор, пока есть пища. К земледелию они не переходят. То же касается и бушменов Калахари, которые тысячелетиями придерживаются традиционного образа жизни, и только менее столетия назад были вынуждены освоить животноводство в связи с обеднением экосистемы.
Наполеон Бонапарт – необычайный человек, который связал свое имя со всеми важнейшими событиями своей исторической эпохи, достиг небывалого могущества и славы и, поразив своим явлением воображение современников, надолго сделался предметом легенды, окружившей его имя ореолом поэтического величия. Смотря по тому, из какой среды, – при жизни ли его, или после смерти Наполеона, – шли суждения о его личности, он был перед судом современников, потомства и истории то худшим исчадием Французской революции, то, наоборот, главным её сокрушителем. Как на продолжателя революции, готовы были смотреть на Наполеона не только представители старого порядка во Франции и в Европе, но и люди более или менее прогрессивного образа мыслей, а с другой стороны, сокрушителя революции видели в нем одинаково и русский самодержец Павел I, и французская конституционалистка г-жа Сталь. И сам Наполеон говорил о себе то в одном, то в другом смысле, и в этом не было противоречия.
2Французская революция имела две исторических стороны – политическую и социальную: Наполеон был одним из самых опасных врагов той политической свободы, которой французская нация стала добиваться в 1789 г., но зато он обеспечил за нею социальные приобретения, сделанные ею, благодаря революции, т. е. уничтожение сословного строя, дворянских привилегий, феодальных прав и т. п. В других странах Наполеон был продолжателем революции – если не в республиканском смысле, то во всяком случае в духе просвещенного абсолютизма с его отрицательным отношением к остаткам и пережиткам католико-феодального средневековья. Иными словами, у Наполеона была двойственная историческая роль: более реакционная во Франции, более революционная в Европе, но и там, и здесь одинаково деспотическая, роль душителя всякой свободы, но в то же время и покровителя новых общественных классов и даже народных масс против старых привилегированных сословий. Как-никак, выдвинув на историческую авансцену личность Наполеона, французская революция поначалу победила Европу, и потому последующая победа Европы над Наполеоном была началом такой реакции против революции, что многим друзьям свободы узник острова св. Елены стал казаться чуть не светлым героем, побежденным темными силами