законы моисея и хаммурапи
в основе двух мировых религий — иудаизма и христианства лежит
та часть ветхого завета, которая известна как пятикнижие моисеево
(тора). тора содержит в развернутой форме концепцию единобожия
и морально-нравственные нормы, рассматриваемые как завет бога
и его высший закон. на важность и незыблемость этого закона
имеются неоднократные ссылки в новом завете. пятикнижие
моисеево оказало значительное влияние и на формирование такой
мировой монотеистической религии, как ислам. в коране содержится
однозначное указание на необходимость соблюдения всего, что
предписано торой. в свою очередь несомненно, что пятикнижие
унаследовало опыт борьбы с ростовщичеством в древней
месопотамии и пошло на этом пути значительно дальше. автор
ветхозаветного законодательства безусловно был знаком
и с законами хаммурапи.
законодательство хаммурапи и законы моисея имеют общей чертой
ссылки на божественное происхождение. поэтому оба свода законов
священны и подлежат безусловному исполнению. законы хаммурапи
были открыты в ходе археологических раскопок в сузах в 1902 году,
столице древнего государства элам. на черном базальтовом столбе
было высечено изображение царя хаммурапи, стоящего
в молитвенной позе перед богом солнца вавилонян шамашем,
который вручал ему эти законы. аналогично и моисею бог вручил
каменные скрижали с законами на горе синай. имеется несколько
норм, которые и в законах хаммурапи, и в законах
моисея.
однако есть и принципиальные различия. в законах хаммурапи
нашла отражение определенная приземленность религиозной
идеологии и системы ценностей обитателей древней месопотамии.
в религиозных верованиях месопотамии не были разработаны
понятия об аде и загробной жизни, о посмертном воздаянии
за добродетельный образ жизни. свой отпечаток наложило
многобожие. потусторонний мир в представлениях жителей древней
месопотамии, сложившихся ко времени принятия законов хаммурапи
и сохранявшихся на протяжении последующего тысячелетия, считался
абсолютным злом, а все хорошее связывалось с земной жизнью.
в шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному
совершенствованию и не исполнению закона божьего, а имуществу,
богатству неизменно отводилось главенствующее место (поскольку
не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ
к наслаждению, которое наряду со служением богам являлось уделом
человека). в заповеди «небо далеко, а земля драгоценна»
заключались воззрения людей практически мыслящих, всецело
обращенных к земным радостям и печалям. этим объясняется почти
полное отсутствие в законах хаммурапи сакрально-религиозных
мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение,
светский подход в праве к храмовым должностям, которые могли
передаваться, продаваться и передаваться по наследству,
да и к самим храмам с их широкой торговой, ростовщической
и другой предпринимательской деятельностью. законы хаммурапи
конкретны, просты и утилитарны. это свод правил и положений,
регулирующих имущественные права и ряд ключевых видов
деятельности с санкциями за их нарушение,
налагаемыми царской, а не божественной властью.
в 920 году ябгу племени ягма становится сатук. в 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское абд ал-карим. согласно оттоманскому мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. позже, в 940 году он получает фетву на умертвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. после его умерщвления сатук воцаряется в кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул «хан».
при сыне и преемнике сатука (абд ал-карима) богра-хана (920 — 955) («богра» — верблюд — тотем племени ягма) мусе ибн абд ал-кариме богра-хане (956—958) в ханстве началась «исламизация». из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения.
во время правления брата мусы сулеймане ибн абд ал-кариме (958—970), который принял титул арслан-хан, всё население государства было обращено в ислам. согласно арабским ибн мискавейху и ибн ал-асиру в 960 году «200 000 шатров неверных (тюрков — а. б.) приняли ислам». предположительно, под словом «тюрки» подразумевались караханиды[11