На современной территории россии основная масса старообрядцев размещается в европейской части. традиционным местом распространения беспоповщины являлся европейский север. в настоящее время старообрядческое население севера проживает рассеяно по территориям архангельской, пермской и др. областей. общины сохранились так же в брянской области. значительным местом распространения в прошлом была волга. в настоящее время старообрядчество встречается здесь повсеместно. сравнительно крупные общины имеются в нижегородской и самарской областях. довольно много старообрядцев сохранилось на среднем и южном урале, северной части средней азии и южной границе сибири. имеются поселения в горных районах северо-восточного казахстана и алтайского края, в тыве и забайкалье. в дальнейшем старообрядчество распространилось на территории современных омской, томской, новосибирской областей и красноярского края. красноярский край богат представителями этой культуры. причем старообрядцы живут здесь как в условиях смешанного расселения, в ряде городов и поселков, так и в различной степени замкнутых поселениях, где доля старообрядцев может быть как доминирующей так и незначительной. многие из таких поселений, обозначены на карте. но о множестве мелких деревушек можно узнать только понаслышке. и если ранее староверы имели возможность, изолируясь от окружающего населения селиться компактными группами, то сегодня такие изолированные поселения представляют собой своеобразные старообрядческие островки, по насыщенности которыми север красноярского края остается уникальным.
Египетские жрецы, имевшие огромное влияние на всех египтян, владели огромными богатствами и соперничали за власть с фараоном. Поэтому один из фараонов, Аменхотеп IV, царствовавший в первой половине XIV ст. до н. э„ попытался освободиться от всевластия жрецов, опираясь на свободных крестьян, ремесленников и мелких рабовладельцев. Борьбу против жрецов главного египетского бога Амона он начал с религиозной реформы. Аменхотеп IV отказался почитать старых богов и объявил единственным божеством Атона — бога солнечного диска. Себя фараон объявил единственным сыном и главным жрецом Атона, сменив своё тронное имя на Эхнатон.Прекратились подношения храму Амона, казна жрецов опустела, их влияние на управление государством ослабло. Фараон покинул Фивы и основал новую столицу Ахетатон,расположенную на 300 км севернее Фив. Новый город — необыкновенной красоты, с роскошными дворцами и храмами в честь Атона — был построен в кратчайший срок и быстро разросся. Но население не поняло и не поддержало стремлений фараона, а после его смерти жрецы выступили против реформы: в Египте восстановили прежнюю религию, хотя былого могущества жрецы Амона возвратить себе уже не смогли.