Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Согласно средневековым мыслителям, мир представляет собой три разных слоя, которые существуют разумно и гармонично. Люди принадлежат каждому слою априорно, то бишь по рождению. Каждый слой – сословие – или большая группа, характеризующаяся тем, что у всех членов этой группы одни и те же права и обязанности, которые передаются по наследству.
Первое сословие – духовенство, которое включает монахов и священников, служащие людям и отвечающие перед Господом.
Второе сословие – воины и светские феодалы, которые защищают всех христиан от врагов.
Третье сословие – работники, те, кто трудится – кормят первые два сословия, и включают крестьян и горожан.
Главным сословием было духовенство.
Причина заключалась в том, что духовенство было посредником между людьми и богом, а также была мерилом нравственности в обществе, руководствуясь христианской моралью (соблюдение правил из Библии, введение понятие греха и покояния).
Богатство церкви
Кроме того, церковь была очень крупным землевладельцем (1/3 всех возделанных земель Европы), и имела большие доходы, часть из которых тратила на нищих и больных.
У служителей церкви были свои зависимые крестьяне (100 и 1000 у епископов и монастырей).
Христиане платили церкви «десятину», то есть налог на содержание храмов. Дополнительно христиане платили за обряды, а кто-то дарил землю и имущество.
Власть церкви была огромной также потому, что у церкви было право индульгенции (то есть милость) – церковь могла простить грехи. Индульгенцией тоже торговали.
Разделение церквей
На съездах духовенства в период раннего Средневековья вырабатывались непреложные истины христианства, которые включали учение о Троице, о воплощении Христа от святого духа и Девы Марии. Эти догматы были едиными для всех христиан до 11 века. А потом в Западной Европе главой церкви стал Папа, а в Византии – патриарх. Так, церковь разделилась на восточное и западное направление. Обе «ветви» боролись.
Между западной и восточной церквями были различия: обряды, учения, в западной церкви был сохранен латинский язык, а в византии – на греческом, на западе – нельзя вступать в брак с представителем духовенства, а в Византии – можно, если это не монах и не епископ. Плюс, в Византии у духовенства были бороды и длинные волосы на темени.
1054 год – Папа Римский и Патриах Византийский прокляли друг друга. Отсюда, западные христиане – католики, а восточные – православные.
В Западной Европе началась борьба за папскую власть. Почему? Потому что власть папы сильно укрепилась, так сильно, что Папа боролся с королем Генрихом 4 (императором Священной Римской империи). В итоге этой борьбы папа Григорий 6 лишился власти, но в ответ освободил подданных императора от присяги и низложил его с престола. Этот конфликт породил мятежи против короля, так что ему нужно было искать примирения. В итоге, папа желал подчинить всех государей себе.
Появились еретики, которые утверждали, что власть испортила папу, и он наместник дьявола, которому присуща жадность, любовь к роскоши, чего не должно быть у духовенства. Еретики проповедовали, осуждали священников за забвение «бедности», и требовало отказа духовенства от десятины. Еретики теперь верили только в Евангелие бедным.
Духовенству это не нравилось и они преследовали еретиков, отлучали их от церкви. Из-за этой «охоты на еретиков» закрывались храмы, люди не могли креститься и отпеть умерших. В дальнейшем церковь даже организовала военные походы, целью которых было «прощение грехов», но фактически, они были карателями еретиков на юге Франции. Так, появилась инквизиция – специальный церковный суд, который вершил судебные дела, подвергал христиан пыткам, основываясь на доносах и слежках.
Последствия ордынского владычества на руси монголо-татарское иго оказало влияние на все сферы жизни: общество, , политику и культуру. социально- сфера наиболее пострадала во время походов батыя 1237-1240. произошло сильное сокращение численности народа. одни в сражениях, а вторых забирали в рабство. в источниках сообщается о тысячах рабов. если учесть, что в рязани и ростове численность составляла немного больше тысячи, то потери людского ресурса были огромными. в рабстве оказывались женщины и ремесленники. лишние рабы оказывались на крымских, египетских, итальянских и кавказских рынках рабов. ценным товаром были женщины. мужчин использовали в военных походах в азию. к началу походов батыя летопись достигла всего расцвета. власть ордынцев к ее упадку. аналогичная ситуация произошла с архитектурой, иконописью и т.д. последствия ордынского владычества на руси – отставание на целое столетие социально-культурной сферы жизни земель. из разрушенных городов уводили в орду всех ремесленников. гибель или пленение мастеров к ремесленного производства. наибольший урон понесли художественные ремесла: резьба по камню, чернь, скань, перегородчатая эмаль. пострадало и сельское хозяйство. люди не были уверены в завтрашнем дне и опасались засевать поля. повысился спрос на меха. земледельцы переквалифицировались в охотников. освоенные территории и земледельческие центры приходили в упадок. но в будущем северо-восточные земли быстро восстановятся, там активно начнут развивать пашенное и подсечно-огневое земледелие. во время походов батыя разрушены хозяйственные постройки крестьян, а урожай и скот забраны ордынцами. выплаты дани, а их было видов, негативно сказывались на ордынской руси. только в пользу дани было выплачено 13 тонн серебра в год. были и единовременные поборы. торговля облагалось налогом в пользу хана. только в 1478 году русь прекратила платить дань золотой орде. веча утратила свою политическую власть. позже оно окажется мятежным сборищем для организации восстаний. иго нарушило между правами и обязанностями. сословная мораль подразумевала вытекание обязанностей из прав. во время ордынского владычества были только обязанности по отношению к татарам. никаких прав это не давало. цена власти оказалось превыше цены права. честь, собственность, достоинство и права были подчинены власти. русь становиться централизованным государством полувосточного типа наподобие монгольской державы. внешние культурные и торговые связи руси были насильственно разорваны. русь потеряла выход к морю, снизились объемы торговли. формы собственности так же отставали от европейских. в европе активно развивалась частная форма собственности, которая была законодательно защищена и гарантировалась государством. на руси государственная власть ограничивала развитие частной собственности. холопство, пропавшее в европе, была основной силой в хозяйствах бор и князей. правовые нормы из азии и методы наказания размыли традиционное представление о власти общества и ограничении прав князя. государство оказалось основной карающей силой в форме налогов, а не общество, как было принято до x века. государственность на руси приобрела черты жесткого деспотизма, полным произволом и пренебрежением к личности. впоследствии феодализм станет насыщенным азиатскими элементами. наблюдается ограничение прав женщин, что характерно для востока. на западе процветал культ женщины и рыцарские обычаи. в древней руси девушку держат взаперти, оберегают от мужчин, ограничивают в быту и имущественных правах. выделяют и положительные моменты ордынского владычества. оно способствовало централизации государства, которое в будущем окажется сильным и богатым. иго заставило прекратить междоусобицы и объединило земли вокруг одного политического центра. но народ заплатил высокую цену за великую централизацию
Негативное в том, что воздействие на сферу экономики выражалось, во-первых, в непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в. Наиболее тяжелый удар был нанесен по городам. Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского "выхода" и других поборов, что обескровливало страну. XIV в. перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли, управляемые разными ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества. Исчезновение этой политической структуры знаменовало собой и последующий распад сложившейся в IX - Х вв. древнерусской народности - предка трех ныне существующих восточнославянских народов. На территориях Северо-Восточной и Севере-Западной Руси начинает постепенно складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности. происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты "выхода", выявилась высокая степень эксплуатации непосредственных производителей. Последнее обстоятельство явилось одной из причин складывания системы крепостного права. Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных и западных княжеств. В результате они были включены в состав возникшего в XIII в. раннефеодального государства - Великого княжества Литовского: Полоцкое и Турово-Пинское княжества - к началу XIV в. , Волынское - в середине XIV в. , Киевское и Черниговское - в 60-е годы XIV в. , Смоленское - в начале XV в. И последний фактор: Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Согласно средневековым мыслителям, мир представляет собой три разных слоя, которые существуют разумно и гармонично. Люди принадлежат каждому слою априорно, то бишь по рождению. Каждый слой – сословие – или большая группа, характеризующаяся тем, что у всех членов этой группы одни и те же права и обязанности, которые передаются по наследству.
Первое сословие – духовенство, которое включает монахов и священников, служащие людям и отвечающие перед Господом.
Второе сословие – воины и светские феодалы, которые защищают всех христиан от врагов.
Третье сословие – работники, те, кто трудится – кормят первые два сословия, и включают крестьян и горожан.
Главным сословием было духовенство.
Причина заключалась в том, что духовенство было посредником между людьми и богом, а также была мерилом нравственности в обществе, руководствуясь христианской моралью (соблюдение правил из Библии, введение понятие греха и покояния).
Богатство церкви
Кроме того, церковь была очень крупным землевладельцем (1/3 всех возделанных земель Европы), и имела большие доходы, часть из которых тратила на нищих и больных.
У служителей церкви были свои зависимые крестьяне (100 и 1000 у епископов и монастырей).
Христиане платили церкви «десятину», то есть налог на содержание храмов. Дополнительно христиане платили за обряды, а кто-то дарил землю и имущество.
Власть церкви была огромной также потому, что у церкви было право индульгенции (то есть милость) – церковь могла простить грехи. Индульгенцией тоже торговали.
Разделение церквей
На съездах духовенства в период раннего Средневековья вырабатывались непреложные истины христианства, которые включали учение о Троице, о воплощении Христа от святого духа и Девы Марии. Эти догматы были едиными для всех христиан до 11 века. А потом в Западной Европе главой церкви стал Папа, а в Византии – патриарх. Так, церковь разделилась на восточное и западное направление. Обе «ветви» боролись.
Между западной и восточной церквями были различия: обряды, учения, в западной церкви был сохранен латинский язык, а в византии – на греческом, на западе – нельзя вступать в брак с представителем духовенства, а в Византии – можно, если это не монах и не епископ. Плюс, в Византии у духовенства были бороды и длинные волосы на темени.
1054 год – Папа Римский и Патриах Византийский прокляли друг друга. Отсюда, западные христиане – католики, а восточные – православные.
В Западной Европе началась борьба за папскую власть. Почему? Потому что власть папы сильно укрепилась, так сильно, что Папа боролся с королем Генрихом 4 (императором Священной Римской империи). В итоге этой борьбы папа Григорий 6 лишился власти, но в ответ освободил подданных императора от присяги и низложил его с престола. Этот конфликт породил мятежи против короля, так что ему нужно было искать примирения. В итоге, папа желал подчинить всех государей себе.
Появились еретики, которые утверждали, что власть испортила папу, и он наместник дьявола, которому присуща жадность, любовь к роскоши, чего не должно быть у духовенства. Еретики проповедовали, осуждали священников за забвение «бедности», и требовало отказа духовенства от десятины. Еретики теперь верили только в Евангелие бедным.
Духовенству это не нравилось и они преследовали еретиков, отлучали их от церкви. Из-за этой «охоты на еретиков» закрывались храмы, люди не могли креститься и отпеть умерших. В дальнейшем церковь даже организовала военные походы, целью которых было «прощение грехов», но фактически, они были карателями еретиков на юге Франции. Так, появилась инквизиция – специальный церковный суд, который вершил судебные дела, подвергал христиан пыткам, основываясь на доносах и слежках.