Одним из основных факторов, подвигших османское общество к трансформации, стало одно из направлений экспансии Запада – экономическое, которая фактически дала толчок к появлению бюрократической и торговой буржуазии. В условиях масштабного отставания по отношению к цивилизации капиталистического Запада, правящая элита империи искала пути преодоления сложившихся противоречий, мешавших мобилизации ресурсов. Сложившаяся во второй половине XIX в. гражданская бюрократия, составила новое ядро преемственности, которому предназначается обеспечивать могущество государства. Автономность действия этого слоя институциональных организаторов и целостность его ориентаций макросоциального характера, создавали предпосылки для дальнейшего переустройства на основе социокультурных представлений слоя элиты. Традиционная для имперского общества градация (на глобальном уровне - управляющие – управляемые) , предопределила ход изменений. Крестьянство, несмотря на свою массовость и все ухудшающееся положение, не противопоставляло себя господствовавшим в обществе нормативам и ценностям и признавало сложившийся порядок. Правящая элита использовала увеличившуюся автономность своей сферы деятельности для решения проблем в конкретных институциональных рамках Османской империи. Напряженность, возникшая в ходе при традиционной структуры к капиталистическому миру, существовала, прежде всего, в идеологической сфере, в противоречии между мирским и трансцендентным.
Итак. В годы смуты монаху Григорию Отрепьеву рассказывали историю про царевича Дмитрия, Угличевскую драму (1591), а так же про династию Рюриковичей. Григорий заметил некоторое сходство между ним и царевичем Дмитрием (возраст, внешние сходства). Он решает выдать себя за царевича Дмитрия, тем самым встать на русский престол. Лжедмитрий 1 отправляется в Польшу, чтобы получить поддержку короля Польского, но тот ему отказывает. На зов о откликаетс польский воевода Мнишек, но с условием, что тот возьмет его дочь в жены (Марина Мнишек). Приведя войска воеводы в Москву, перед этим заручившись поддержкой местного населения, он просит совет бояр, чтобы те выдали Годунова и только тогда, он встанет на русский престол. Огромную роль в этом обмане сыграла жена Ивана Грозного, Мария Нагая, которая признала в Лжедмитрии своего сына, царевича Дмитрия. Взойдя на русский престол в 1605 году, Григорий, то есть Лжедмитрий, начал раздавать земли, казну, важные гос. должности полякам. Шуйскому это не понравилось. И он, будучи следователем по делу Дмитрия (Угличевская драма), доказал, что царевич Дмитрий мертв. Лжедмитрий был убит в ходе заговора, а Марина отправлена в Польшу. После его недолгого царствования (1605-1606) тело Дмитрия было перевезено в Москву из углича, а Лжедмитрия четвертовали и сожгли.
Традиционная для имперского общества градация (на глобальном уровне - управляющие – управляемые) , предопределила ход изменений. Крестьянство, несмотря на свою массовость и все ухудшающееся положение, не противопоставляло себя господствовавшим в обществе нормативам и ценностям и признавало сложившийся порядок. Правящая элита использовала увеличившуюся автономность своей сферы деятельности для решения проблем в конкретных институциональных рамках Османской империи. Напряженность, возникшая в ходе при традиционной структуры к капиталистическому миру, существовала, прежде всего, в идеологической сфере, в противоречии между мирским и трансцендентным.