Владельцы ленных земель получали с кпестьян земельную ренту и пользовались рядом других феодальных прав и привилегий. Турецкое законодательство строго регламентировало величину ренты феодалов, их отношения с крестьянами. Феодалы не пользовались, например, таким важным правом, как феодальная юрисдикция; их роль в управлении ленами была невелика.
Значительная часть класса феодалов в Турции состояла из мусульман. Однако в первое время после завоевания в балканских землях сохранилось сравнительно много мелких феодалов-христиан, которые стали военными ленниками. С течением времени они принимали мусульманство или теряли свои земли. К XVII в. категория феодалов-христиан почти полностью исчезла в покоренных Турцией землях.
Подавляющая часть населения – феодально зависимое крестьянство (райа) владело наследственно своими земельными наделами. Все взрослые к труду мужчины-христиане уплачивали в султанскую казну подушный денежный налог – харадж, или джизыо. Феодалы собирали денежный налог (испендже) и натуральную десятину (yiuyp) с урожая сельскохозяйственных продуктов, налог со скота и др.
На Балканах, как н по всей Турции, подавляющая часть земледельческого населения была прикреплена к земле и без разрешения феодалов или местных властей не могла покинуть своего надела. Турецкие законы устанавливали 10-15-летпий срок сыска беглых крестьян. В горных районах издавна было много скотоводческих общинных поселений. В первое время после завоевания крестьяне-скотоводы по-прежнему уплачивали налоги с каждого дома, делали поставки скотом и продуктами скотоводства; они были более свободны, поскольку, как правило, не передавались частным владельцам.
В ряде районов Балканского полуострова существовали поселения крестьян, которые, живя на государственных землях, вместо уплаты натуральной и денежной ренты обязаны были вынолпять отработочную повинность в пользу государства. Они несли военновс или пограничную службу, охраняли и чинили дороги и т. д. Такие крестьяне или получали за свою службу плату, или освобождались от части налогов. Экономическое и правовое положение их было более благоприятным, чем спахийских.
В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы Шарден 16991779У. Хогарт 16971764Ж. В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия у Бомарше 17321799 в Севильском цирюльнике 1775 и Женитьбе Фигаро 1784у Гольдони 17071793 в Слуге двух господ 1745, 1748 и Трактирщице 1753. В истории мирового театра заметно выделяются имена Шеридана 17511816Г. Филдинга 17071754К. В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной Глюком 17141787опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Гайдн 17321809 инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество Баха 16851750 и Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта 1791которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.