Причина:
Религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии
Стороны:первая общеевропейская война между двумя крупными группировками держав за господство в Европе: габсбургской (испанские и австрийские Габсбурги, поддержанные папством и католическими князьями Германии, а также Речью Посполитой) и антигабсбургской коалицией [Франция, Швеция, Дания и другие.
23 мая 1618 - Оппозиционные дворяне во главе с графом Турном выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместников (“Пражская дефенестрация”)
1618 - Чешская директория сформировала войско во главе с графом Турном, Евангелическая уния прислала 2 тыс. солдат под командованием Мансфельда.
19 сентября -21 ноября 1618 - Осада и взятие города Пльзень протестантской армией графа Мансфельда.
1619 Протестантская армия графа Турна подступила к Вене, но встретила упорное сопротивление.
10 июня 1619 Битва при Саблате
5 августа 1619 Битва при Вестернице
октябрь 1619 Император Фердинанд II заключил соглашение с главой Католической лиги Максимилианом Баварским
8 ноября 1620 Битва на Белой Горе
1621 Распад Евангелической унии и потеря Фридрихом V всех владений и титула
1622 Трансильванский князь Габор Бетлен подписал мир в Никольсбурге с императором, получив территории в восточной Венгрии.
27 апреля 1622 Мансфельд разбил имперскую армию графа Тилли в сражении при Вислохе (Вишлохе) и соединился с маркграфом Баденским
6 мая 1622 Войска немецких протестантов во главе с маркграфом Георгом-Фридрихом терпят поражения в битвах при Вимпфене от имперцев Тилли и пришедших из Нидерландов испанских войск во главе с Гонзалесом де Кордоба
22 июня 1622 Победа 33-тысячной имперской армии Тилли в сражении при Хехсте над 20-тысячной армией Христиана Брауншвейгского.
29 августа 1622 В битве при Флерюсе Тилли нанес поражение Мансфельду и Христиану Брауншвейгскому и вытеснил их в Голландию
6 августа 1623 Битва при Штадтлоне
27 августа 1623 Фридрих V заключил мирный договор с императором Фердинандом II
10 июня 1624 Франция и Голландия заключили Компьенский договор, позднее к нему присоединились ещё Англия, Швеция и Дания, Савойя и Венеция
Почти одновременно с нашествием Батыя разворачивались драматические события на с. -3. рубежах Руси. В начале XIII в. в Прибалтике столкнулись интересы целого ряда государств и народов. Киевские князья, а с наступлением удельной эпохи – полоцкие и суздальские князья, новгородцы – стремились подчинить местные финно-угорские и балтские племена, чем осложняли процесс становления первых государственных образований. Большой интерес проявляли к побережью Балтики шведские и датские феодалы. Но особенно активно с конца XII в. стали вести себя здесь немецкие рыцари, объединенные в духовно-рыцарские ордены. Они стремились рас католицизм среди местного языческого населения; ослабление Руси их намерениям. Католическая христианизация вызывала сопротивление племен – тогда папа римский призвал в 1198 г. к крестовому походу.
В начале XIII в. образовался Ливонский орден, который оказывал давление на литовские племена, что ускоряло процесс становления государственности. В результате борьбы за существование формировалось сильное в военном отношении Литовское государство. Отстаивая свои интересы, русские князья и новгородцы выступали и против Ливонского ордена, и Литвы, иногда объединяясь с одной из сторон; отношения приобретали сложный и противоречивый характер.
Безопасность с. -з. рубежей была укреплена в результате победы на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. Русские дружины наголову разгромили рыцарей Ливонского ордена. Это произошло в тот самый момент, когда угроза расчленения русских земель и рас католицизма была достаточно реальной.
Выбор А. Невского. В конце 40-х – начале 50-х годов XIII века Александр Невский был поставлен перед выбором: признать вслед за другими князьями зависимость от Орды или пытаться сопротивляться ей, заручившись поддержкой римского папы в обмен на унию с католической церковью (такое предложение поступило Александру от папы Иннокентия VI). Он выбрал первый путь.
Выбор А. Невского был обусловлен как его личным опытом (участия в битвах против шведов и тевтонских рыцарей, поддерживаемых Римом) , так и реальной оценкой возможности второго варианта.
Подчинение Западу не принесло бы Руси необходимой защиты от Востока, что подтверждает исторический опыт: Даниил Галицкий, дважды (в 1246-1249 и 1252-1254 гг. ) пошедший на сближение с папой и пытавшийся противостоять Орде, обещанного крестового похода против монголов не дождался; в то время как монголо-татары были мощной военной силой – союз с ними означал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией.
Кроме того, в отличие от м. -т. , не вмешивающихся во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных русских землях замки, обращали население в католичество, заставляли крестьян работать в своих имениях. Они угрожали власти русских князей и авторитету православной церкви. Монголы же оставляли авторитет князя.
Подчинение Западу означало полную потерю политического суверенитета: крестоносцы требовали подчинения папе римскому.
В качестве субъективного фактора нужно учесть характер Александра Невского и его стремление к установлению единоличной власти, что было более осуществимо в условиях монгольского нашествия.
Объяснение:
ответ:Конец Римской империи и начало средневековья ознаменовались общим падением культуры. Варвары разрушили многие города, являвшиеся средоточием культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки. Однако временный упадок культуры определялся не только этими разрушениями, а глубокими сдвигами в социально-экономическом развитии Западной Европы: ее аграризацией, повсеместным нарушением экономических, политических и культурных связей, переходом к натуральному хозяйству. Следствием этих явлений была крайняя ограниченность кругозора людей того времени, отсутствие у них объективной необходимости в расширении знаний. Крестьяне, повсюду составлявшие большинство населения, остро ощущали свою повседневную зависимость от окружающей природы, видели в ней неконтролируемую грозную силу. Это создавало почву для всевозможных суеверий, магии, а вместе с тем и для устойчивости религиозных чувств и умонастроений. Поэтому “мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим”.
Черты упадка античной культуры наметились задолго до падения Римской империи. Для литературы поздней империи стали характерны склонность к стилизации и изысканной аллегорической форме в ущерб содержанию. Пришла в упадок философия, а с ней — зачатки научных знаний. Многие произведения античных философов и писателей были забыты.
Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое становится в IV в. государственной религией и оказывает все большее влияние на идейную жизнь общества. Варварские нашествия V—VI вв дальнейшему вырождению античной культуры. Школы, существовавшие еще в V в. , в течение VI в. повсеместно закрывались, грамотность стала редкостью. На смену классической приходит так называемая вульгарная “варварская”, или народная, латынь, имевшая множество местных диалектов. Сфера применения римского права резко сократилась. Наряду с ним рас обычное право, зафиксированное в варварских правдах.
Упадок культуры в раннее средневековье объяснялся в немалой степени особенностями складывающейся в Западной Европе церковно-феодальной идеологии, носительницей которой выступила католическая церковь
Объяснение:
Тридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи германской нации и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Священной Римской империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений.
Объяснение: