Выделите из пункта самое основное.
5. рождение театра. в середине xviii в. театры в россии, даже основанный в 1750 г. купеческим сыном ф. г. волковым знаменитый театр в ярославле, были ещё любительскими. в 1752 г. волковский театр, отличавшийся от других прежде всего своим современным репертуаром, по приказу елизаветы петровны был вытребован в санкт-петербург. в августе 1756 г. в россии был учреждён первый профессиональный театр, который получил название российского. в него вошли и ярославцы, а руководил им поэт и драматург а. п. сумароков. в том же году были открыты любительские театры при московском университете и шляхетском корпусе, где ставили не только пьесы иностранных авторов, но и трагедии и стихотворные комедии м. м. хераскова. любительские театры открывались и в других учебных заведениях, например, в академии художеств, в смольном институте. любовь народа к театральным зрелищам оказалась так сильна, что появились театры в ярославле, рязани, пензе и других городах империи. работа их носила сезонный характер. обычно пьесы играли по большим праздникам, а актёрами выступали выходцы из купеческой среды, разночинцы. в народных театрах разыгрывали пьесы на местные злободневные темы, писали их сами участники спектаклей. это подогревало интерес зрителей к происходящему на сцене. интересно, что народные театры, открытые в столицах, содержались на средства полиции, которая таким образом могла контролировать и их репертуар, и само театральное действо.
что касается профессионального театра, то для него, ставшего с 1759 г. придворным, при екатерине ii был установлен чёткий режим работы: три спектакля в неделю — у театра, два — у французского и один — у . в 1766 г. была создана театральная дирекция для профессиональными театрами, и тогда же все они стали общедоступными. официальное открытие публичного государственного театра произошло в 1783 г., после окончания строительства большого, или каменного, театра в санкт-петербурге.
москва ни в чём не хотела отставать от северной столицы, но до поры все попытки создания здесь постоянного театра терпели неудачу из-за недостатка средств и малых сборов. наконец, за дело берётся м. маддокс (медокс), который строит вместительное каменное здание театра на петровке. его открытие 30 декабря 1780 г. положило начало большого театра (в то время называвшегося петровским — по названию улицы). актёров для него готовили в московском воспитательном доме, где детям преподавали «изящные искусства», игру на музыкальных инструментах и пение. в последующие годы классы «изящных искусств» преобразуются в театральное училище. в это же время богатые помещики любительские крепостные театры. к концу века многие из них начинают давать спектакли для широкой публики. в их репертуаре оперно- постановки, но особым успехом у зрителя пользовались комедии и трагедии. крепостной театр шёл по стопам театра профессионального, что неудивительно, ведь постановки в них осуществлялись теми же «режиссёрами», что и в городских театрах.
каков был репертуар профессиональных театров? среди авторов пьес царствовали а. п. сумароков, стремившийся разоблачать произвол власти (драма «дмитрий самозванец»), д. и. фонвизин с его блестящими комедиями и его последователи — я. б. княжнин и в. в. капнист, язвительная сатира которых порой заходила за негласно установленную властями черту. значительное место в репертуаре занимали переводные пьесы, в основном французские. популярны были пьесы ж.-б. мольера, п. корнеля, вольтера, п. бомарше и, конечно, у. шекспира.
главным результатом развития театрального искусства в эти годы можно считать то, что в xix в. не было ни одного театрального явления, которое не было бы тесно связано с xviii столетием.
1. В каких государствах династическая уния сыграла в XIV— XV веках важную роль и почему? 2. Из предложенного перечня исторических лиц укажите современников: 1) «Чёрной смерти»; 2) изобретения книгопечатания. Мехмед II; Эдуард III; Карл VII; Стефан Душан; Петрарка. 3. Докажите, что XIV—XV века можно назвать «осенью» Средневековья. 4. Какую роль сыграла «Чёрная смерть» в нарастании конфликтов в европейском обществе в XIV веке? 5. Вспомните, какие два важнейших события произошли в 1453 году. Сравните их последствия для мировой истории.
Мы запомнили, что:
Польше в XIV—XV веках пришлось вести тяжёлую борьбу с Тевтонским орденом.
Заключив династическую унию с Великим княже- ством Литовским, Польша сумела одержать над Орденом решающую победу при Грюнвальде и остановить его агрессию.
В XIV веке Чехия достигла замечательного расцвета государственности и культуры.
В первой половине XV века Чехия переживает сложный и болезненный для страны период Гуситских войн.
В XIV—XV веках приходит в упадок и гибнет Византия; Болгария и Сербия надолго попадают под власть турок-османов, создавших мощное государство и завоевавших обширные территории в Европе и Азии.
Наши проекты и исследования
1. Казимир Великий.
2. Битва при Грюнвальде.
3. Прага во времена Карла IV.
4. Ян Гус и его учение.
5. Константин XI — последний василевс.
6. «Византия после Византии».