Махамбет Өтемісұлы (1804 ж., Ішкі Бөкей Ордасы, қазіргі Батыс Қазақстан облысының Жәнібек ауданының Нарын құмының Жасқұс деген жері. — 1846 ж. 20 қазан, Қараой өңірі, қазіргі Атырау облысының Индер ауданы) — қазақтың әйгілі жырауы, күйші композиторы, отаршылдыққа қарсы Исатай Тайманов бастаған көтерілісті (1836-1837) ұйымдастырушылардың бірі, осы көтерілістің жалынды жыршысы. Ол Қазақ хандығының соңғы жырауы деп деп тануға болады.
Байұлы ішіндегі Беріш руының Жайық бұтағынан. Нәдір деген кісіден Мәлі (кейбір деректе Құлмәлі, Құлманияз деп айтылады) туады. Мәлінің қазақ әйелінен Өтеміс пен Шыбынтай, қалмақ әйелінен Қобылай туған. Өтемістен - он ұл, Шыбынтайдан - төрт ұл, Қобылайдан - үш ұл туып, Мәлі ұлдың өзінен он жеті немере сүйген адам. Бұл әулет Тайсойған құмындағы іргелі ауылдардың бірі. Атасы Құлмәлі, әкесі Өтеміс те өз заманында айтулы тұлғалар болған, Құлмәлінің тұқымынан би де, шешен де шыққан.Объяснение:
Я пукнул, шутка
Согласно археологическим и письменным источникам, саки на всей территории Казахстана расселялись в VII–IV вв. до н. э., и в этот период происходит их объединение в крупные племенные союзы. Древнегреческий историк Геродот называет саков «азиатскими скифами». Саками их назвали персы. Этноним «саки» в древнеперсидских источниках означает «могучие мужи». Иранские источники называют саков «турами на быстрых конях». «Самыми искусными стрелками, не пускающими стрел наудачу» называет их греческий автор, живший во II веке до н.э. Сведения о саках содержатся в книге древних иранцев «Авесте». Саки делились на три группы:
Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»);
Саки-парадарайа («заморские саки»);
Саки-хаумаварга («изготавливали хаому»)
права: варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. брахманы принимали активное участие в государства. брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.
обязанности: даже если брахман занимался недостойной для его родословной деятельности - земледелием или ткачеством, то это объяснялось тем, что он постигает природу этого действа, то есть ведет философские наблюдения и размышления. считалось, что белый цвет – это исключительно для браминов. дозволяется только в особо тяжелых случаях нарушение закона. причинить вред брахману – это тяжелая карма, которая преследует посмевшего преступить вековые традиции.
гордые славою предков, подвиги которых восхвалялись в героических песнях, наследованных от старины, проникнутые чувством собственного достоинства и сознанием своей силы, какие даёт людям военная профессия, кшатрии держали себя в строгой обособленности от вайшьев, у которых не было знатных предков, и с презрением смотрели на их трудовую, монотонную жизнь.
после завоевания долины ганга большая часть арийского населения занялась в новой благодатной стране земледелием и скотоводством. эти люди составили касту вайшьев («поселян»), которая добывала себе средства для жизни трудом, но, в отличие от шудр, состояла из юридически полноправных владельцев земли, скота или промышленно-торгового капитала. над вайшьями стояли воины (кшатрии), и жрецы (брахманы, «молящиеся»). кшатрии и особенно брахманы считались высшими кастами.