5 апреля Мехмед II остановил свои войска численностью в 100 тысяч воинов у Топкапы и устроил привал, а на следующее утро, велев открыть огонь из большой пушки, приступил к атаке. Сражение, вошедшее в мировую историю как 53-дневное окружение и взятие Константинополя, было завершено победоносно, несмотря на отвагу 9 тысяч защитников города. Константин XI 28 мая, совершив в Софийском соборе последний молебен, сражался до конца и погиб в битве.
29 мая Константинополь был взят и отдан на разграбление. Султан первым делом издал декрет о «предоставлении свободы всем, кто остался в живых», однако многие жители города были перебиты османскими солдатами, многие стали рабами. Город был превращен в столицу Османского государства и стал называться Константиние, а затем Истанбул (Стамбул). Для скорейшего восстановления населения Мехмед приказал перевести в новую столицу все население города Аксарая.
Мехмед II принял ряд серьёзных мер для сохранности культурных ценностей новой столицы: наладил связи с духовными лицами, настоятелями и руководителями христианских церквей и миссий. Одновременно с этим он приказал Заганос Паше взять Галату. Здесь он спланировал создание нового торгового района.
После взятия Константинополя венецианцы и генуэзцы заключили с Османской державой договоры о ненападении и свободной торговле.
Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.
Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве 11 были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.