Ғылыми-техникалық революция (ҒТР) деп атаған құбылыс ғылымды қоғамдық өндірістің жетекші даму факторына айналдыру негізінде өндіргіштік күштердің түбегейлі, сапалы қайта құру болып табылады. Ол адамзат тарихында ғылым мен техника пайда болғаннан бері өндіргіш күштерді ұдайы жетілдіруге себепші болған ғылыми-техникалық революция дегеніміз- белгілі бір уақыт аралығында дамудың жаңа сатысына көтерілуге себепші болған сапалық өзгерістердің жедел қарқынмен жүруі. Дүниежүзі аймақтары мен елдердің ҒТР дамуы түрліше деңгейде өтуде. Жоғары дамыған елдерде XX ғасырдың 80-90 жылдардан бастап ҒТР-дің дәстүрлі үлгісінен басқа қазіргі заман тармағы дүниеге келді. Дәстүрлі ҒТР өндіріс пен адамзаттың жаңа тауарларға, технологиялар мен қызмет түрлеріне деген сұранысын қамтамасыз етеді. Жаңа үлгінің басты мақсаты дәстүрлі ҒТР-дің дәстүрлі үлгісінен басқа қазіргі заманғы тармағы дүниеге келді. Дәстүрлі ҒТР өндіріс пен адамзаттың жаңа тауарларға, технология мен қызмет түрлеріне деген сұраныс қамтамасы етеді. Жаңа үлгінің басты мақсаты дәстүрлі ҒТР-дің адамның өмір сүру ортасы мен денсаулығына тигізетін кері әсерінің орнын толтыру немесе жою болып табылады. Адам өмірін қорғауға бағытталған бұл шаралар өте мол қаржыны қажет өте мол қаржыны қажет еткендіктен, таралу ауқымы бірнеше елдің аумағынан аспай отыр.
Индустриальное общество – общество в процессе индустриализации и его черты следующие:
• Машинное производство
• Возникновение различных форм организации труда
• Применение достижений научно-технического прогресса
• Поточное производство, механизация
• Роль управления возрастает
• Формируется гражданское общество
• Высокий уровень урбанизации
• Рост качества жизни
• Рост числа людей, получающих специальное и общее образование
• Стабильный экономический рост чередуется с кризисами
• Эксплуатация природных ресурсов
• Высокая трудовая мобильность
• Ускорение развития науки и техники
• Сращивание промышленности и банка
• Государство обычно централизованное
• Усиливается горизонтальная дифференциация (появляются нации и регионы)
Информационное общество наступает после индустриального и характеризуется следующими чертами:
• Большинство работающих людей занимаются информацией (производят, хранят, перерабатывают и реализуют)
• Высшая форма информации – знания
• Рост числа людей, которые занимаются технологиями и коммуникациям
• Рост в валовом внутреннем продукте
• Информатизация общества постоянно нарастает – люди активно использует телефоны, радио, интернет и так далее.
• Создается глобальное информационное пространство, которое облегчает взаимодействие людей, дает доступ к мировым ресурсам, удовлетворяет потребность
• Развивается электронная демократия и информационная экономика, электронное государство и так далее
• Люди стремятся самореализоваться и самовыразиться
• Информационные технологии – ключевой фактор
• Информация – стимулятор изменения качества жизни и главный ресурс в экономике
• В политике процветает свобода информации
• И информация имеет также культурную ценность
"мало сказать, что он любил её, обожал, от природы зависело его настроение" (д. н. кайгородов) .
петр ильич чайковский любил природу, и она любила его. он говорил: "я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку русь… я страстно люблю человека, речь, склад ума, красоту лиц, обычаи". в этот перечень также входит и природа, которую он любил "больше всякой другой".
с самых юных лет чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, жажду жизни". (дневник чайковского 1886 года) .
в эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. в эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. он тут же заносил ноты в записную книжку. если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги. в такое время петр ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций.
у чайковского есть знаменитое произведение "времена года". чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года.
в фортепианных произведениях чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. наиболее известны его "детский альбом", цикл пьес "времена года", пьесы "ната-вальс", "сентиментальный вальс", "романс".
в цикл "времена года" входит 12 пьес, по числу месяцев в году. это образы и картины природы, данные в характерном для чайковского лирическом плане. но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа.
в мировой фортепианной нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.
симфония п. и. чайковского "зимние грезы". основной круг ее образов связан с впечатлениями от природы, картины зимнего пейзажа перекликаются с задушевными думами и чувствами человека. природные образы музыкальных произведений ассоциируются с суриковскими, саврасовскими, левитановскими полотнами, описаниями природы в творчестве пришвина, гоголя, есенина. подобно левитану, чайковский выражает печаль зимнего пейзажа не густыми, мрачными, а лирическими светлыми красками, мажорными созвучиями в которых просматриваются грядушие весенние мотивы (как бы от саврасовского полотна "грачи прилетели") . романс чайковского "благословляю вас, леса" также наполнен внутренней гармонией, чувством единения души человеческой с миром природы. в цикле песен композитора есть серия весенних - "весна" ("травка зеленеет ") , еще одна "весна" ("уж тает снег ") , "весенняя песня", "цветок". с миром осенней природы и осенних настроений связаны "лирическое интермеццо", "осень", перекликающиеся с "осенней песней" из фортепианного цикла "времена года". зимняя пора отражена, например, в песне "зима", летняя - "мой садик". настроения, состояния души, соответствующие фазам природы, отражены также, например в оратории и. гайдна "времена года" и в одноименном четырехчастном цикле а. вивальди и во многих других музыкальных произведениях различных авторов.