в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.
Впервые римляне поняли опасность варваров во II в. до н.э.,когда столкнулись на северных границах империи с тевтонами и кимвров.Особенно угрожающим было то, что воины переселялись на территорию империи сженами, детьми, нехитрым скарбом. Тогда Рим удалось благодаря умелостиполководцев и преобразованной армии остановить продвижение варваров в глубь страны.
В начале новой эры многочисленными соседями Рима были германцы - франки, готы - Западные (вестготы) Ивосточные (остготы), Саксы, англы,лангобарды и вандалы. Эти племена еще не зналигосударства. Органами управления у них были совет старейшин, вождь и народные собрания.Совет старейшин распределяла землю, решала противоречия между членами племенит.д. В часы опасности племя защищали вооруженные отряды во главе с вождем.Власть военного вождя держалась на авторитете и силе. Он распределял земли идобычу. Вождь был равный с другими членами племени. Хотя были и исключения, когдавожди правили своими племенами как настоящие короли.
Для набегов на приграничные территории Римской империи варварские племенаобразовывали мощные союзы. Ослабла империя вынуждена была заключать с варварамимирные соглашения, предоставлять им земли для поселения, набирать из них легионы. И даженекоторые римские полководцы в это время имели варварское происхождение. Во второйполовине III в. началсядвижение огромных масс варваров, который ученые называют «великим переселением народов».