В 1725 г. умер российский император Петр I Великий. Перед императорским окружением встал вопрос, кто взойдет на престол. Оказалось, что ближайшее окружение Петра было поделено на две части. Одна часть – это аристократия: Голицыны, Долгорукие и т. д.; другая часть – это те люди, которые пришли к власти благодаря своим умениям и знаниям из самых низов: А.Д. Меншиков (рис. 2), П.А. Толстой (рис. 3), А.И. Остерман (рис. 4) и другие незнатные дворяне и выходцы из-за рубежа. Аристократия поддерживала внука Петра I, сына убитого царевича Алексея – Петра. Выходцы же из «гнезда петрова» хотели видеть на российском престоле жену Петра Великого – Екатерину.
Объяснение:
к
По Великому Шелковому Пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи.
К примеру, буддизм, как одна из религий Кушанского царства распространился до Китая. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Центральную Азию и в Китай, распространяя новую религию. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трасе Великого Шелкового Пути. Шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V-VI вв. продвинулись вначале в Хотан, затем в Центральную Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а в V в н.э. его освоили в Китае.
В отличие от своих предшественников, которые определяли политическую экономию как науку о богатстве, либо науку о народном хозяйстве, К.Маркс показал, что политическая экономия является наукой, изучающей производственные отношения людей, законы развития общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях человеческого общества.
Используя в качестве теоретической основы наследие великих классиков В.Петти, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, а также других экономистов, К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономическое учение, в центре которого оказалась теория эксплуатации труда капиталом. С учетом нарастающих социально-экономических противоречий того времени был сделан вывод об исторической ограниченности строя частного предпринимательства, т.е. капитализма как общественно-экономической формации.
Марксистский подход основан на характеристике экономической системы как производства – единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Производительные силы – отражают отношение человека к природе и являются комплексом основных факторов производства: вещественного и личного. Производительные силы включают в себя средства труда, предметы труда и рабочую силу. Производственные отношения – объективные отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ и услуг в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Основу этих отношений образуют отношения присвоения – отчуждения, т.е. отношения собственности, определяющие соединения рабочей силы и средств производства, как основных факторов производства.
Согласно марксистской трактовке совокупность производственных отношений образует базис общества. Он обслуживается соответствующей надстройкой в виде политических, религиозных, юридических и т.п. отношений производства и соответствующая ему надстройка, находящиеся в тесном взаимодействии, образуют общественно-экономическую формацию.
Объяснение: