Цель урока: показать неэффективность крепостнической системы хозяйства в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.
План урока: 1. Противоречия хозяйственного развития. 2. Начало промышленного переворота. 3. Помещичье и крестьянское хозяйство. 4. Финансовая политика Е. Ф. Канкрина. 5. Торговля. 6. Итоги социально-экономического развития.
Основные понятия: кризис крепостнической системы; мануфактура; фабрика; промышленный переворот; расслоение крестьянства; машинное производство; экономический уклад; рабочий класс; буржуазия; товарно-денежные отношения; «капиталистые» крестьяне; ассигнации.
Основные даты: 1830—1840-е гг. — начало промышленного переворота в России; 1837 г. — ввод в строй первой железной дороги в России;1839—1843 гг. — финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Персоналии: Е. Ф. Канкрин; Морозовы; Гарелины.
Литература для учителя: Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М., 1990; Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. — М., 1993; Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала XX в. — М., 1997; Соловьева А. М.Промышленная революция в России в XIX в. — М., 1990; Энциклопедия купеческих родов. — М., 1997.
Методические приемы организации урока
Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.
Дополнительный материал для учителя
Царскосельская железная дорога в России (1837 г.) соединила Петербург с Царским Селом (ныне г. Пушкин) и Павловском. Ниже дано описание этой дороги, составленное на основании свидетельства современников. Царскосельская дорога открыта для движения в 1837 г. и является, таким образом, первой железной дорогой в России. Поезда по ней ходили еще с осени 1836 г., но только от Царского Села до Павловска, и, за неприбытием из Англии паровозов, тяга была конная.
Положение об учреждении общества акционеров для сооружения дороги было высочайше утверждено 21 марта 1836 г. Учредителями, церемониймейстером гр. Алексеем Бобринским, негоциантами Бенедиктом Крамером, Иваном-Конрадом Плитом и австрийским дворянином Герстнером был собран капитал в 3 милл. р. При утверждении положения учредители обязались подпиской иметь на «паровых экипажах» колокольчики или другие «предвещательные знаки» и не допускать приезжающих в С.-Петербург по железной дороге выходить из экипажей на расстоянии между заставой, в которую они въедут, и конторою, где будут осматривать их виды. 5 сентября 1838 г. в 11 часов ночи поезд раздавил крестьянина Петрова, вследствие чего состоялось высочайшее повеление не дозволять паровозам ездить позднее 9 часов вечера.
Торжественное открытие дороги, в присутствии всех министров и дипломатического корпуса, состоялось 30 октября 1837 г. Первым поездом управлял сам Герстнер. Плата за проезд в первые годы была до Царского Села 2 р. 50 к. ассигнациями в карете 1-го рода,1 р. 80 к. — в дилижансе и 80 к. в простом открытом дилижансе «для простого народа», соответственно нынешним разделениям вагонов по классам.
Известен рассказ о том, как имп. Николай Павлович первый раз проехал по новой железной дороге: государь приказал поставить на платформу свой экипаж, сел в него и поехал из Царского в Павловск. Впоследствии император ездил обыкновенно по железной дороге в отдельном купе 1 класса.
Сохранилось довольно любопытное описание движения поездов в первые годы открытия дороги от Царского до Павловска, сделанное Бурьяновым:
«Теперь отправимся к прекрасному павильону, построенному у выезда из Царского Села в Павловск; он деревянный, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов и «эспланадами», покрытыми красным песком. Здесь можно найти обширные залы для прогулки, вкусный обед, блестящее приятное общество. Для чего тут собралась публика? — Для того, чтобы ехать по «железной» дороге в Павловск в экипажах, движимых паровой машиной или «паровозом», как называет эту машину писатель наш Н. И. Греч, наименовавший судно, движимое на воде силою паров, «пароходом», которому это название сохранилось...
В Англии, Америке, Франции, отчасти в Австрии ныне устроены железные дороги, которые, как и здесь, состоят из насыпи, покрытой поперечными бревнами; на них лежат чрезвычайно длинные железные колеи с уступами для колес экипажей, в которых ездят путешественники. У нас в 1836 г. г. Герстнер, английский дворянин, устроил отличную железную дорогу между Царским Селом и Павловском и между Петербургом и Царским Селом. Со временем Москва соединится с Петербургом также посредством железной дороги.
Феодальный уклад Руси По сложившейся традиции каждый князь не завещал свои владения одному сыну, а распределял владения между всеми своими сыновьями. Подобное явление привело к раздробленности не только Русь, но и десятки других феодальных монархий Евразии. Превращение уделов в вотчины. Формирование династий Нередко после смерти удельного князя следующим князем становился его сын, хотя формально великий князь киевский мог назначить в удел любого своего родственника. Не чувствуя зависимости от Киева, удельные князья вели всё более самостоятельную политику. Экономическая самостоятельность Из-за преобладания натурального хозяйства уделы, особенно на окраинах Руси, мало нуждались в развитии общегосударственной транспортной и торговой инфраструктуры. Ослабление столицы Борьба удельных князей за право обладать Киевом наносила вред самому городу и ослабляла его могущество. Со временем обладание древней столицей Руси перестало быть приоритетом князей. Глобальные изменения в мире К концу ХII века на фоне ослабления Византии и активизации кочевников в Великой степи и в Малой Азии «Путь из варяг в греки» утратил былую значимость. В своё время он сыграл важную роль в объединении Киевской и Новгородской земель. Упадок Пути привёл к ослаблению связей между древними центрами Руси. Монгольский фактор После монголо-татарского нашествия титул великого князя потерял былое значение, так как назначение каждого удельного князя зависело не от великокняжеской воли, а от ордынского ярлыка