Гибель империи не была результатом одного только военного разгрома, начало которому положила Отечественная война русского народа 1812 года, хотя, несомненно, это сыграло значительную роль. Главные причины падения наполеоновской империи крылись в недовольстве широких кругов французского общества экономической, политической и военной деятельностью Наполеона в последние годы его правления. Экономический кризис 1810—1811 годов в сочетании с континентальной блокадой отрицательно сказывался на хозяйственной жизни страны. К концу империи увеличились финансовые затруднения, вызывавшиеся чрезвычайными военными расходами Наполеона. Это влекло рост налогов, особенно косвенных (на соль, табак, вино и т. д.) . Так, если в 1804 году общая сумма косвенных налогов составляла 160 млн. фр. , то к 1814 году эта сумма достигла 342 млн. фр. В 1811 году 40% государственных доходов было получено за счет косвенных налогов. Постепенно приходило в упадок сельское хозяйство: рекрутские наборы так опустошали французскую деревню, что для обработки земли не хватало рабочих рук. Непрерывные войны обескровили страну. Рекрутские наборы росли из года в год: за десять лет существования империи в армию было призвано около 3 млн. человек, то есть почти 15% населения. Народ стал уклоняться от военной службы: в конце империи дезертирство превратилось в массовое явление. Согласно правительственной статистике, за 1810 год насчитывалось 160 тыс. дезертиров. Крестьянство, измученное войной, разоряемое экономической политикой императора, теряло веру в своего каким оно до сих пор считало Наполеона. Политическая деятельность императора, направленная на ликвидацию завоеваний французской революции, кроме тех, которые были выгодны крупной буржуазии, все более ожесточала оппозиционные элементы республиканской буржуазии: непрерывные гонения на свободу совести, личности, печати, слова, собраний наряду с реакционной политикой Наполеона, направленной на создание дворянства, в конце концов — особенно после первых военных неудач Наполеона — стали вызывать, хотя и робкое вначале, противодействие политике императора. Даже в среде крупной промышленной и торговой буржуазии, которая в первые годы наполеоновского владычества служила верной опорой трону, к концу империи начало проявляться глубокое недовольство результатами политики Наполеона. Империя Наполеона стала терять свою социальную опору — в этом заключается главная причина ее падения. Военный разгром ускорил крушение бонапартистской диктатуры. вот
ДРЕВНЯЯ СПАРТА Спартой, или Лакедемоном, называлась община, владевшая плодородной долиной реки Еврота. Эта долина — Лакония — с запада была отделена от Мессении высоким хребтом Тайгетом, достигавшим снежной линии; к северу на высоком плоскогорье, лежала Аркадия; береговая полоса не имела удобных гаваней. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ Заселение долины Лаконии, плодородной местности в бассейне реки Еврота, в южной части Балканского полуострова, вероятно относится к микенской эпохе и осуществлялось ахейцами. Древняя община Спарты, или Лакедемон, хозяйствовала в регионе. Согласно гомеровской Илиаде, здесь было двенадцать селений — полисов, подчинявшихся басилею Менелаю, брату Агамемнона. Со времени покорения ахейцев и обоснования в этой местности дорийцев к середине VIII в. до н. э. здесь стал ощущаться недостаток фонда земли. Притязания Спарты были направлены на Мессению, находившуюся в непосредственной географической близости через Тайгетский хребет. Борьба за земли имела затяжной, изнурительный характер, привела спартиатов к кризису во внутренней жизни государства. Древнее право на надел (клер) в результате военных успехов зачастую нарушалось в пользу верхушки, завладевшей большей долей имущества и земли. Притеснялись права народного собрания. Завоевательная политика Спарты в эпоху дорийцев завершилась подчинением Лаконии и мессении. Подчиненное население образовало слой рабов (илотов) , обслуживавших жителей Спарты. Илотия была формой рабства с наличием средств производства, скота, имущества у раба. Закон предписывал отдавать часть урожая «анафору» , сохраняя хозяйственную инициативу производителя. Рабовладелец был получателем ренты. Илотов было запрещено продавать за пределы Спарты, отпускать на свободу. Существовали и другие ограничительные меры государства по отношению к гражданам, например, неделимость и неотчуждаемость наделов земли — клеров (кларов) . В результате Мессенских войн произошло разделение земли с живущими на ней мессенцами и формирование зависимого слоя илотов. Кижурия (в переводе «собачий хвост» ) присоединена в ходе ожесточенного сопротивления через столетие.
Экономический кризис 1810—1811 годов в сочетании с континентальной блокадой отрицательно сказывался на хозяйственной жизни страны.
К концу империи увеличились финансовые затруднения, вызывавшиеся чрезвычайными военными расходами Наполеона. Это влекло рост налогов, особенно косвенных (на соль, табак, вино и т. д.) .
Так, если в 1804 году общая сумма косвенных налогов составляла 160 млн. фр. , то к 1814 году эта сумма достигла 342 млн. фр.
В 1811 году 40% государственных доходов было получено за счет косвенных налогов. Постепенно приходило в упадок сельское хозяйство: рекрутские наборы так опустошали французскую деревню, что для обработки земли не хватало рабочих рук.
Непрерывные войны обескровили страну. Рекрутские наборы росли из года в год: за десять лет существования империи в армию было призвано около 3 млн. человек, то есть почти 15% населения.
Народ стал уклоняться от военной службы: в конце империи дезертирство превратилось в массовое явление. Согласно правительственной статистике, за 1810 год насчитывалось 160 тыс. дезертиров.
Крестьянство, измученное войной, разоряемое экономической политикой императора, теряло веру в своего каким оно до сих пор считало Наполеона.
Политическая деятельность императора, направленная на ликвидацию завоеваний французской революции, кроме тех, которые были выгодны крупной буржуазии, все более ожесточала оппозиционные элементы республиканской буржуазии: непрерывные гонения на свободу совести, личности, печати, слова, собраний наряду с реакционной политикой Наполеона, направленной на создание дворянства, в конце концов — особенно после первых военных неудач Наполеона — стали вызывать, хотя и робкое вначале, противодействие политике императора.
Даже в среде крупной промышленной и торговой буржуазии, которая в первые годы наполеоновского владычества служила верной опорой трону, к концу империи начало проявляться глубокое недовольство результатами политики Наполеона.
Империя Наполеона стала терять свою социальную опору — в этом заключается главная причина ее падения. Военный разгром ускорил крушение бонапартистской диктатуры. вот