И БУЛИ ЛЮДИ РІВНИМИ ЗА КНЯЖОЇ ДОБИ?
З «Руської Правди» (ХІ ст.)
«1. Коли уб’є муж мужа, то помститися має брат убитого, чи батько або син, або брат старшого сина, або інші брати. Якщо не буде кому звершити кровну помсту, то внести 80 гривень, коли вбитим буде князів муж чи княжий тіун. Якщо вбитим буде горожанин, чи гридень, чи купець, чи боярський тіун, або мечник, або ізгой, або новгородець — то 40 гривень сплатити за нього (...)
8. А це про княжих отроків, чи про конюха, чи про повара, — то 40 гривень, а за тіуна огнищного 11, і за конюшого — 80 гривень, а за сільського тіуна, княжого чи землевласникового, то 12 гривень; а за рядового [нечиновну людину] 5 гривень, так само і за боярського».
Запитання до документа
1. Як ви зрозуміли поняття «кровна помста»? У яких випадках на Русі вона здійснювалася?
2. Яке ваше ставлення до кровної помсти?
3. Чому величина віри (штрафу) за вбивство на Русі різнилася?
4. Про яку особливість суспільних відносин свідчать розміри віри (штрафу)?
Человек как продукт биологичесской и социальной эволюции: о человеке, как о результате биологической эволюции, было создано множество исследований. Самое известное из них – это предположение Дарвина о том, что человек и обезьяны происходят от общего предка. А Энгельс обосновал, что труд стал решающим фактором превращение человека из обезьяны в социальное и культурное существо со сознанием.
Это основные моменты биосоциальной концепции природы человека. Именно идея о том, что трудовая деятельность позволила человеку эволюционировать стала основной в теории антропогенеза в 20 веке.
На протяжении века теория менялась, в нее были добавлены моменты, связанные и с другими элементами развития человека. Трудовая деятельность человека уже рассматривалась во взаимодействии с сознанием человека, развитием его речи, ритуальной практики и постепенному формированию определенных нравственных представлений.
Именно совокупность этих факторов обеспечило общественное развитие человека как продукт биологичесской и социальной эволюции