Вступление македонской армии на территорию восточных сатрапий резко изменило сам характер войны. Если раньше население захватываемых территорий, за редким исключением, равнодушно смотрело на смену одного господина другим, то теперь началась настоящая война против завоевателей. В этой борьбе можно выделить три этапа. На первом борьбу возглавил бывший сатрап Бактрии Бесс, который объявил себя персидским царем, приняв имя Артаксеркса IV. К нему стекались все, кто хотел сопротивляться Александру. Примерно в течение полугода Александру пришлось задержаться в Арии, где на борьбу поднялся вступивший в союз с Бессом сатрап Сатибарзан. Волнения охватили Арахозию и Дрангиану, но несогласованность действий сатрапов Александру расправиться с ними, и весной 329 г. до н. э. он через горы из Арахозии в долину современного Кабула, а оттуда, преодолев перевалы Гиндукуша, вторгся в Бакгрию. Бесс не смог организовать настоящего сопротивления, видимо, не пользуясь доверием местного населения, и войско Александра переправилось через Оке (совр. Амударья) и вступило в Согдиану. Этот этап борьбы завершился выдачей Бесса Александру, который передал его родственникам Дария на расправу.
На следующем этапе борьба приобретает наибольший размах, в нее включаются широкие народные массы, мужественно и упорно сражавшиеся за свою свободу и независимость. Борьбу возглавил один из согдийских вождей Спитамен — талантливый полководец, который, используя методы партизанской войны, неоднократно заманивал в пустыню отряды македонян, истребляя их и ускользая от основных частей.
Захватив столицу Согдианы Мараканду, Александр двинулся к реке Яксарт (совр. Сырдарья), основал Александрию Крайнюю (в р-не совр. Ходжента) и, переправившись через реку, разбил заяксартских кочевников. Между тем Спигамену удалось уничтожить отряд, посланный Александром на выручку Мараканде, которую осадили воины Спитамена. Узнав об этом, Александр поспешил к Мараканде, но Спигамену удалось укрыться в пустыне. В ответ Александр подверг полному опустошению долину Зеравшана. По свидетельству Курция Руфа, он «приказал жечь села и убивать всех взрослых»; согласно Диодору, он истребил здесь 120 тыс. человек, а остальных обратил в рабство. Но сопротивление не было сломлено, и в течение всего 328 г. до н. э. Александр был вынужден вести борьбу в Согдиане. Он построил ряд опорных военно-административных пунктов (Александрии) и своими многочисленными отрядами буквально прочесывал всю территорию. Спитамен, который ушел за Оке (в современную Туркмению) к массагетам, неоднократно совершал оттуда набеги на Согдиану, но в конце концов был разбит и бежал к массагетам, которые убили его.
С гибелью Спитамена борьба не прекратилась, но на последнем этапе она продолжалась только в отдельных горных районах. Постепенно бактрийская и согдийская знать переходит на сторону Александра. Внешнее выражение это примирение нашло в женитьбе Александра на дочери одного из бывших руководителей сопротивления Роксане. В войско Александра включается бактрийская и согдийская конница. Так закончилась борьба народов Средней Азии с завоевателями. Она потребовала от греко-македонской армии такого напряжения сил и привела к таким потерям, которых Александр еще не знал.
лови вчера делали доклад по этой теме, надо было написать и распечатать
боевое восточное искусство, как истинно народное, не имеет своего идеализированного автора. предположительно, оно сформировалось на рубеже iii–ii вв. до н. э., когда столкновения народов великой степи с китаем были наиболее активны. в эту эпоху китайцы достигли особых успехов в освоении техники и науки. тогда же ими была освоена технология обработки железа. началось быстрое совершенствование военного оружия и теории военного искусства. появились новые виды оружия – самострелы и , дальность полета стрелы у которых превышала 600 шагов. военные ученые в ходе войн обобщали методы войны с кочевниками в многочисленных военных трактатах. появились школы воинских и боевых искусств.
военное превосходство, достигнутое на основе общего развития производительных сил, количественный перевес позволили китайцам перейти в наступление. они стремились создать империю путем завоевания соседних народов и насаждения в их среде китайской культуры. в i веке н.э. были покорены корея, индокитай и часть кочевых тибетских племен. однако война с хуннами (татарами-тюрками) на севере не только оказалась неудачной, но и повлекла за собой полное истощение китая. великолепно экипированные армии, укомплектованные отборными воинами, руководимые способными полководцами, либо терпели поражение, либо не могли закрепить с трудом достигнутый успех. хунны остановили китайскую агрессию, и китайцы не смогли осуществить свою программу – завоевать великую степь. но мечты о завоевании великой степи не оставляли китайских императоров, и столкновения с татарами (тюрками) продолжались периодически в течение нескольких сотен лет. для достижения своих целей китайцы продолжали совершенствовать военное оружие, воинские и боевые искусства. в китае возникли боевые танцы, в исполнении которых могли участвовать иногда несколько сотен человек. обычно это были профессиональные воины, разыгрывающие батальные сцены. боевые танцы ценились при дворе. на праздниках во время исполнения танцев устраивались масштабные боевые представления, включающие бой с оружием, защиту невооруженного противника от вооруженного, приемы отбора оружия, броски и захваты. постепенно ритуальные боевые танцы все теснее стали переплетаться с тренировки воинов. так к iii–v вв. сформировался комплекс воинских искусств. в то время еще не существовало ни стилей, ни направлений, не было и кодифицированной техники, но было уже мощное древо, которое обрастало глубокой духовностью и совершенством человека.