Гунны – это кочевые племена, что в свое время переселились из Азии в Европу.
Свою историю эти племена начинают вести с 3 века до н. э. Историки связывают происхождение гуннов от племен хуннов, которые обитали на территории современного Китая, на берегах реки Хуанхэ. Гунны – это народность азиатского происхождения, которая был первой, кто смог создать в Центральной Азии кочевую империю. История гласит, что в 48 году до н. э. хуннов разделили на два клана: Южные и Северные. Северные хунны потерпели поражение в войне против Китая, их объединение распалось, а оставшиеся кочевники мигрировали на запад. Связь хуннов и гуннов можно проследить, изучив наследия материальной культуры. Для обеих народностей характерным было использование лука. Однако в настоящее время этническая принадлежность гуннов поддается сомнению. В разные временные периоды слово «гунны» всплывает в справочниках по истории, однако этим именем чаще всего обозначают обычных кочевников, что жили на территории Европы вплоть до Средневековья. В настоящем же, гунны – это племена-завоеватели, которые основали великую империю Атиллы и спровоцировали Великое переселение народов, ускорив тем самым ход исторических событий.
Бота́йская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана (Акмолинская область). Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. В 1980 году у села Никольское в (Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора Зайберта нашла Ботайское городище[1].
Основными материалами были камень, кость и глина. Основные занятия коневодство, охота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока[2] и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад[3].
С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад[4][5]. П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей[6]. По данным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей[7], а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах[8]. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию[9][10].