Рассказы о Византии в памятниках Руси неоднородны. Они спорадичны в литературно-риторических произведениях («Слово о полку Игореве», «Александрия», Житие Александра Невского, Слово Даниила Заточника), систематичны, но тематически ограничены в летописях (сведения о походах на Царьград, о брачных посольствах и т. п.), и лишь в сочинениях, так или иначе восходящих к византийским оригиналам или византийской действительности («Девгеыево деяние», «Повесть о взятии Царьграда», «Хождение игумена Даниила» и т. п.), византийский материал оказывается в центре повествования. Византия называется в древнерусских текстах «Греческой землей», а ее столица — Царьградом или Цесароградом, иногда — Костянтинградом (или «Град Костянтип»). Древнерусской этнонимии не свойственно принятое в Византии отождествление византийцев с римлянами — «ромеями»: в «Александрии» отмечается различие в языке «римлян» и греков, «римляне» идентифицируются с латинянами в Житии Александра Невского, называемыми обычно «фрязями». Вместе с тем византийская история в глазах русского агиографа становится в том же житии основой периодизации всемирно-исторического процесса (в начале своем основанного на библейской традиции). Антикизйрованные свидетельства в древнерусских, даже переводных, памятниках составляют в целом сравнительно небольшой элемент.
Основное место в исторических повествованиях о Византии занимают сведения о поездках и походах киевских князей —легендарных и исторических, на Царьград, завершавшихся, как правило, получением дани. В Повести временных лет последовательно сообщается о походах Кия, Аскольда и Дира, затем — Олега на Царьград, о посольстве Ольги в Константинополь, походах Святослава на Дунайские провинции, на Византию, о посольстве от князя Владимира с целями «выбора веры». Византийские подарки выполняли и превентивные функции. Автор «Слова о погибели земли Русской» так повествует о взаимоотношениях Владимира Мономаха и Мануила I Комнина: «И ш-ор Мануил цесарегородскыи опас имЬя, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володкмер Цесаря-города не взял». Вместе с тем получение византийских даров рассматривалось древним автором как знак правоверности героев, как, например, в «Повести о разорении Рязани Батыем»: Борис и Глеб «ко греческим царем велику любовь имуша, и дары у нихъ многи взимаша».
Гладстон был сыном состоятельного предпринимателя Джона Гладстона и его второй жены Анны Робертсон, родился и вырос в Ливерпуле, хотя его родители имели шотландское происхождение. В 1828 он поступил в Оксфорд, где изучал классические гуманитарные науки и математику. Там он основал общество по написанию статей, названное начальными буквами его имени – WEG, где проявил свой литературный талант: писал не только статьи, но и юмористические стихотворения, и переводы. В университете существовал студенческий парламент – Оксфордское дискуссионное общество (Oxford Union debating society), Гладстон стал его президентом и проявил незаурядные ораторские По воспоминаниям однокурсников, Гладстон «начинал свою речь быстро и энергично, выдерживал этот тон атакующего бойца до конца. Если кто-нибудь вставлял в его речь свое замечание, он или тотчас отвечал на него, не прерывая нити своей речи, или же круто оборачивался и обрушивался на противника со всей силой своей энергии и аргументов, и обыкновенно побеждал. Этому немало его музыкальный баритон и очень приятная наружность…». Оксфорд он закончил весьма успешно, получив двойную высшую награду, которая дается только одному кандидату каждого выпуска за большие заслуги. Уже тогда многие пророчили ему успех на политическом поприще.