Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.
Литература
Русская литература является одной из наиболее популярных в мире. В России творили такие литераторы, как: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Лев Толстой и многие другие.
Изобразительное искусство
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.
Музыка.
Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX-начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом.
Архитектура.
Идеи величия государственной власти выражал ампир в архитектуре ХIX века ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов) , монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
Городище Кок-Мардан, относится к памятникам Отрарского оазиса. Это один из самых крупных бугров (или тобе), расположенных на левом берегу Арыси. Остатки десятков тобе разной величины находятся здесь как молчаливые свидетели ушедшей в жизни.
Пшук-Мардан, Костобе, Чаштобе, Сейтмантобе, Ахайтобе, Чольтобе все они географически привязаны к древним, когда-то полноводным, а ныне пересохшим руслам Арыси. Развалины Кок-Мардана состоят из двух частей: основного бугра и всхолмлений рядом с ним.
Это - центральная часть городища, она занимает островок на месте слияния двух древних протоков Арыси. Въезд проходил по искусственной дамбе, которая переходила в пологий пандус (подъем), подводившийся к воротам. Въезд защищали две башни округлой формы.
Судя по размерам и положению, Кок-Мардан был в свое время своеобразным центром оседлой жизни земледельческого оазиса. Раскопки показали, что это многослойное городище, состоящее как бы из нескольких разновременных городов, последовательно сменявших друг друга.
О чем рассказал археологам первый слой? Самая верхняя городская планировка выявлена лишь на небольших участках, ибо жилища были размыты дождями, развеяны ветром и почти не сохранились.
К тому же, было замечено, что город в поздний период своей жизни переживал упадок: постройки его ветшали и постепенно забрасывались. Жизнь медленно угасала. Наконец, последние жители ушли в другое место, забрав все наиболее ценное.
Что послужило причиной гибели города, пока не выяснено. Это могло быть и изменение русла Арыси, что, в свою очередь, вызвало пересыхание ряда протоков этой реки и, следовательно, «водный голод» у жителей Кок-Мардана, вынужденных искать новые источники.
Возможно, сыграли роль и экологические факторы, например, засоление почв в зоне сельскохозяйственных угодий, что также могло послужить причиной упадка Кок-Мардана и других поселений урочища.
А более ранний город, расположенный ниже, составляли жилые дома, разделенные магистральными улочками и переулками. Дома, как правило, однокомнатные, реже двухкомнатные, причем одна из комнат обычно отводилась под кладовую.
По фотографиям вы можете судить, как выглядел однокомнатный дом. Все дома несколько заглублялись в землю, поэтому с улиц в них вели от трех до пяти ступенек. Напротив входа, ближе к центру, устраивался напольный очаг – прямоугольное в плане углубление в полу с глинобитными бортиками по краю.
В каждом доме рядом с очагом обнаруживали зернотерки для размалывания зерен в муку. Иногда встречались сооружавшиеся в домах специальные при для жерновов. Нижняя половина - «лежак» - вмазывался в невысокую округлую тумбу.
В одной из стен дома на уровне пола или чуть выше обязательно выдалбливалась овальная ниша для камина, на дно которой ставилась глиняная жаровня. По периметру комнаты у стен устраивались суфы - лежанки шириной до метра.
В углах помещений - ниши, перед которыми делалось небольшое возвышение, где, судя по слою золы, возжигался ритуальный огонь. По углам находились сосуды для воды и продовольствия - обычно это были водоносные кувшины, двуручные горшки.
В кладовой стояли хумы или бочкообразные сосуды в виде цилиндрических емкостей, в которых, как выяснилось, хранили про со, рис, пшеницу, ячмень, горох. Один из однокомнатных домов отличался от других небольшим сооружением.
Напротив входа в стене на высоте полуметра находилась ниша прямоугольной формы, обрамленная по краю налепом в виде рогов барана. Двухступенчатое возвышение - подиум, доходящий до ниши, небольшой отсек справа, отделенный стенкой, глиняные светильники, найденные при раскопках на полу, слой чистой золы на подиуме - все это несомненные доказательства присутствия в доме святилища с алтарем, связанного с культом огня.
Все постройки Кок-Мардана сложены из прямоугольного сырцового кирпича. Стены строились без фундамента, основания их ставились прямо на грунт. Изнутри они неоднократно обмазывались глиной.
Перекрытия были плоскими, покоились на деревянных балках, поддерживавшихся опорными столбами также из дерева. Обычно таких столбов было четыре - об этом говорят сохранившиеся в полу домов прямоугольные гнезда от опор (баз).