о 1388 года Фёдор Кориатович стал князем Подолья. Изменение политики после Кревской унии 1385 года заставило его вступить в коалицию с киевским князем Владимиром Ольгердовичем, северским князем Корибутом Ольгердовичем, витебским князем Свидригайло Ольгердовичем и господарем Молдавии Романом I. В это время одним из наиболее активных приверженцев унии выступал князь Борис Кориатович. Витовт сумел разбить союзников поодиночке. Осенью 1393 года молдавско-подольские войска потерпели поражение. Фёдор Кориатович покинул Подолье и с семьей выехал в Венгрию, надеясь с Сигизмунда продолжить борьбу. Подолье было оставлено на воеводу Нестиса, которому на прибыли молдавские и венгерские отряды. Подольские крепости были довольно мощные и князь надеялся, что они выдержат осаду войск Витовта до подхода венгерской армии. Витовт получил Брацлав и Соколец. Жители Каменца ночью пропустили литовцев в город. Воевода Несжал показал Смотрич, Скалу и Черлений городок. Каменец великий князь передал польскому рыцарю и магнату Спытку с Мельштина (Spytko z Melsztyna).
Фёдор Кориатович не помирился с Ягайло, как это сделали другие Гедиминовичи. Свои права на Подолье он передал венгерскому королю, получив взамен жупы Берег и Шарош, а в 1396 году — в пожизненное владение Мукачевскую и Маковицкую доминии. Он выбрал своей резиденцией Мукачево. Здесь он заложил Свято-Николаевский монастырь с библиотекой, который довольно долго был главным культурным центром Закарпатья. Фёдор Кориатович укреплял и развивал хозяйство в своей доминии, поддерживал православие и русскую культуру.
Подробнее - на -
Объяснение:
Традиционный алтайский календарь в малоизмененном виде бытует у алтайцев по сей день.
Год (jыл) – самая крупная единица измерения времени, состоит из двух больших сезонов: теплого – весенне-летнего и холодного – осенне-зимнего. Они включают времена года – весну (jас), лето (jай), осень (кюс) и зиму (кыш).
Год состоит из двенадцати лунных месяцев (ай) по 30 дней (ку”н) в каждом. Дополнительный, уравнивающий лунный и солнечный годы (современный високосный) тринадцатый месяц, вероятно, стоял между зимними месяцами, поскольку именно на этот период приходится наибольшее количество вариантов наименований месяца.
Следует отметить, что названия месяцев у северных алтайцев отражают древний охотничье-земледельческий хозяйственно-культурный тип, а у южных – древний охотничье-собирательский. Рассмотрим календарь южных алтайцев (алтай-кижи).
Названия содержат фенологическую* характеристику месяца.
Начало нового года ассоциировалось с приходом весны и оживлением природы:
Март (тулаан ай) - «животное пятилетнего возраста» (корова или лошадь);
Второй месяц весны алтай-кижи назыали месяцем растения кандык;
Первый летний месяц – месяц кукушки (куук ай);
Июнь - месяц малой жары (кичу изу ай);
Июль называется месяцем большой жары (jан изу ай);
Август - летний месяц самца косули (jайгы куран ай);
Сентябрь – месяц косули (куски куран ай);
Октябрь– месяц большого ветра (орок ай);
Ноябрь – месяц малого ветра или согласно другой интерпретации месяц вхождения мороза в силу (кучурген ай);
Декабрь именуют зимним месяцем косули (кышкы куран ай);
Январь– месяц жалящих морозов или белый месяц (чаган ай);
Февраль у алтай-кижи – месяц горной овцы (кочкор ай).
Счет дней алтайцы вели по фазам луны, выделяя два основных периода – новой и старой луны. Первый – (айдын jанызы) начинается днем нарождения луны и продолжается до полнолуния (айдын толууны). Первый день полной луны называется «белое полнолуние» (айдын ак толууны), «желтое полнолуние» (айдын сары толууны) – второй день и красное полнолуние (айдын кызыл толууны) – третий день, после которого луна начинает «стареть», то есть убывать. Период «старой луны» (айдын эскизи) длится до тех пор, пока диск луны станет невидимым. Это происходит при наступлении «третьей старой луны», за которой следуют невидимые вторая и первая «старая луна», после чего луна «переворачивается». Дни (ночи) без луны называются днями «середины луны» («айдын аразы»).
Таким образом, один месяц состоит из пятнадцати дней «новой луны», причем день «белого полнолуния» считается пятнадцатым, а день «желтого полнолуния» – вновь четырнадцатый день, только уже «старой луны». Счет ведется до дня «первой старой луны». Полагают, что луну в дни двух первых и двух последних фаз могут видеть лишь собака и корова.
Дни новой луны от третьего до пятнадцатого считаются благоприятными для проведения различных благоносных мероприятий, то есть, как говорят алтайцы, когда можно испрашивать благодать для важных начинаний (быйан сураар). В эти дни рекомендуется отправляться в дальний путь, посещать целебные источники, обращаться к лекарям, проводить свадьбы и праздники, важной составной частью которых являются религиозные церемонии.