культура и искусство франции xvii век французское искусство в xvii веке находилось под большим влиянием итальянской культуры, также во франции работали фламандские живописцы, тогда как великие французские мастера жили и творили в риме, поэтому в этот период во французском искусстве не было стилевого единства. перемены наступили с воцарением людовика iv и созданием королевской художественной академией. 2 живопись в живописи франции этого периода существовали три направления: «придворная школа» «реалистическая школа» «школа классицизма» 3 филипп де шампень портрет кардинала ришелье 1635 гиацинт риго портрет людовика хiv 1702 жанр парадного портрета формировался силами придворных живописцев на основе барочной живописи – тип пышного идеализированного, льстивого и репрезентативного портрета. 4 развитие реалистической живописи связано с творчеством жоржа де латура (1593-1652) жорж де латур шулер ок. 1633-1640 5 жорж де латур явление ангела св. иосифу 1640 жорж де латур рождество 1640-1650 сюжеты картин латура связаны с разными проявлениями человеческого бытия, в них соединяются все возрасты человека, и особое значение играет свет как божественное провидение. 6 франция xvii век классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. классицизм – культура абсолютизма 7 как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во франции. его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. в это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. при этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. 8 классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала высокого возрождения. в изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, -тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, -провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. теоретиком раннего классицизма был поэт никола буало-депрео (1636-1711) -«любите мысль в стихах», то есть эмоции подчиняются разуму - принцип единства формы и содержания – основной принцип, то есть чтобы в совершенстве донести мысль необходим строгий метод изложения – канон. - эстетический идеал красоты в античной культуре 9 крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик никола пуссен (1594–1665) пуссен воплощал идеи своего времени в образах античных героев, видя в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры деяний граждан древности в назидание современникам. 10 «танкред и эрминия» 1630-е гг., государственный эрмитаж, 11 никола пуссен стал основоположником искусства классицизма, стиля, в основе которого лежит преклонение перед античностью. пуссен воплощал идеи своего времени в образах античных героев, видя в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры деяний граждан древности в назидание современникам. по мнению пуссена, в основе всякого творчества прежде всего должен быть разум. пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи никола пуссен поклонение золотому тельцу 1634-1635. 12 никола пуссен аркадские пастухи 1650 13 в образах природы он ищет героическое начало
Россия 16 в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу 16 века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян. 1. Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления. Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха . 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел (злое умышление) против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор) . Цари всея Руси разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления разрешал важнейшие государственные дела. Будучи законодательным органом, вместе с царём она утверждала различные «уставы» , «уроки» , новые налоги и т. д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца. Характерной особенностью 16 века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству. С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских) , тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства (освящённый собор) , земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. 2.Одно из самых значительных событий на Руси в 17 веке был собор святителей России и Православного Востока 13 мая 1667 года. Он осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами – сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Преобразования выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Среди этих проблем одно из важнейших мест занимало понимание роли русской церкви во всём православном мире. К середине 16 в. окончательно утвердилось представление, что Русская Православная церковь – единственная преемница и хранительница благочестия. Московское государство являлось единственным в мире крупным независимым православным царством. Было принято считать, что Москва – третий Рим. 3.На рубеже 16 и 17вв. Россия переживала тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства.