Крестьянская война 1773 - 1775 годов потерпела поражение, неизбежное для любого стихийного выступления крестьянства в эпоху феодализма. Причины поражения Крестьянской войны коренились в стихийности и разрозненности движения, в отсутствии ясно осознанной программы борьбы. Пугачёв и его Военная коллегия не смогли организовать армию для успешной борьбы с правительствельными войсками. Стихийному выступлению народа господствующий класс и государство противопоставили регулярную армию, административный и полицейский аппарат, финансы, церковь. Народ потерпел тяжёлое поражение, но приобрел опыт революционной борьбы. Крестьянская война поколебала веру народа в незыблемость феодальных порядков, ускорила крушение крепостничества. Последующее развитие классовой борьбы русского крестьянства в 18-19 веках шло под воздействием примера Крестьянской войны.
Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при звука труб.
В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу. Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.
На рубеже XI–Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль. По преданию, основателем и первым царем был Саул.
Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову.
После смерти Саула Давид стал царем (1005–965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.
После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965–928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства. Его считали мудрым правителем. Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона. Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки. Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!». Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.
Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве. Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.
В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.
Преобразования в сфере культурыпётр i отменил действующий в россии календарь и ввёл юлианский календарь, по которому новый год праздновался не осенью (1 сентября) , а 1 января, и календарь стал отмечаться с 1 января 1700 года [10] от рождества христова вместо 7208 (по византийской эре от сотворения мира) . по юлианскому календарю россия жила до 1918 года, когда советская власть ввела григорианский календарь, на который к xx веку перешли все страны европы.после возвращения из великого посольства пётр i повёл борьбу с внешними проявлениями образа жизни (наиболее известен запрет на бороды) , но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. стали появляться светские учебные заведения, основана первая газета [11], появляются переводы многих книг на . успех по службе пётр поставил для дворян в зависимость от образования.при петре в 1703 появилась первая книга на языке с арабскими цифрами. до того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями) . в 1710 пётр утвердил новый алфавит с начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной ) , две буквы кси и пси были исключены. в 1724 пётр утвердил устав организуемой академии наук (открылась в 1725 после его смерти) .особое значение имело строительство каменного петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады) . изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.специальным указом царя в 1718 были введены на западный манер ассамблеи, представлявшие новую для россии форму общения между людьми. на ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличии от прежних застолий и пиров. таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.реформы, проведённые петром i, затронули не только политику, , но также искусство. петр приглашал иностранных художников в россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в голландию и италию. во второй четверти xviii в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.
Крестьянская война 1773 - 1775 годов потерпела поражение, неизбежное для любого стихийного выступления крестьянства в эпоху феодализма. Причины поражения Крестьянской войны коренились в стихийности и разрозненности движения, в отсутствии ясно осознанной программы борьбы. Пугачёв и его Военная коллегия не смогли организовать армию для успешной борьбы с правительствельными войсками. Стихийному выступлению народа господствующий класс и государство противопоставили регулярную армию, административный и полицейский аппарат, финансы, церковь. Народ потерпел тяжёлое поражение, но приобрел опыт революционной борьбы. Крестьянская война поколебала веру народа в незыблемость феодальных порядков, ускорила крушение крепостничества. Последующее развитие классовой борьбы русского крестьянства в 18-19 веках шло под воздействием примера Крестьянской войны.