Начало существованию Франции как самостоятельного государства было положено Верденским договором 843 г., он оформил окончательный раздел империи Карла Великого и зафиксировал выделение Западнофранкского королевства из состава империи. Восточными границами этого государства являлись реки Рона, Сона, Маас и Шельда. Его северные границы омывались водами Северного моря, а западные — Атлантического океана. На юге Западнофранкское королевство простиралось до Пиренеев и включало в себя часть территории за Пиренеями (так называемая Испанская марка). Собственно Францией в это время именовалась не вся территория Западнофранкского королевства, а лишь северная его часть.
К середине IX в. франки, завоевавшие Галлию, уже слились с населявшей её галло-римской народностью. В результате длительного, продолжавшегося сотни лет процесса скрещивания языков, победителем оказался язык галло-римской народности, который, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд, в то же время обогатился за счёт словарного состава побеждённого языка. Об этом свидетельствует сохранившийся текст (на старофранцузском и старонемецком языках) так называемой «Страсбургской клятвы», т. е. договора, который в 842 г. заключили между собой Карл Лысый и Людовик Немецкий.
После распада империи Карла Великого на территории будущей Франции сформировались две близкие друг другу народности (из которых впоследствии сложилась единая французская нация) — южнофранцузская (провансальская) и ссверофранцузская. Каждая из них отличалась определённой общностью языка (несмотря на различие диалектов) и некоторой постепенно растущей общностью территории и духовной культуры.
Период от середины IX до XI столетия может быть назван в истории Франции временем завершения процесса её феодализации. Основными чертами этого периода являлись окончательное оформление феодальной собственности на землю, резкое обострение классовой борьбы крестьян против закрепощения и феодальной эксплуатации и крайняя политическая раздробленность государства
Обязательной в православии считается исповедь в присутствии священника. Без исповеди к причастию человек не допускается, кроме причащения младенцов.
В католичестве исповедь в присутствии священника обязательна хотя бы только один раз в год.
В католичестве, кроме рая и ада, есть учение о чистилище (частном суде). В православии этого нет, хотя есть понятие о мытарствах души.
Православное священство делится на белое духовенство и черное (монахов). Монахи дают обет безбрачия. Если священнослужитель не избрал для себя монашеский путь, то он должен жениться. Все священники-католики соблюдают целибат (обет безбрачия).
В традиции Православной Церкви – четырех-, шести- и восьмиконечные кресты с четырьмя гвоздями. В традиции Католической Церкви – четырехконечный крест с тремя гвоздями. Православные крестятся через правое плечо, а католики – через левое.