Вот и наступило утро. С восходом солнца вся семья уже на ногах. По нашим обычаям глава семьи, мой отец, проснулся раньше всех и позавтракал один. Завтрак был простой: ячменные лепёшки. В урожайные годы на завтрак бывают ещё пшеничные лепёшки и мясо.До сбора урожая ещё далеко и поэтому мясо бывает редко.
Одежда у нас простая: короткая набедренная льняная повязка с поясом и плетённые из тростникового папируса сандалии. Отец обязательно носит свои защитные амулеты из бронзы и керамики. Сегодня, после завтрака, он отправился к уличному цирюльнику, чтобы тот гладко выбрил ему голову. После этого он наденет короткий чёрный парик изо льна и отправится на работу.
Сейчас октябрь, начались посевные работы. Сеять хлебное зерно - это тяжёлая работа, потому ею занимаются только мужчины. Работают под звуки. Женская работа начнётся позднее – во время веяния. Я буду работать на гумне, очищая зерно с продолговатых лопаток. Но это будет потом. Я осталась в доме из тростника, обмазанного илом с тростниковой циновкой вместо крыши и двери (деревянные двери могут позволить себе только очень богатые люди в нашем царстве). Вот мама умылась, расчесала свои волосы и сделала причёску «конский хвост», она не знатная дама, поэтому парика у нее нет. Она почернила брови специальным порошком и обвела черным порошком глаза, чтобы боги защитили ее от болезней, подкрасила веки зелёным порошком из сернистого свинца, чтобы защитить глаза от солнца. Одежда у нас тоже очень проста: плотно облегающая фигуру рубашка - сарафан из грубой ткани, с разрезами по бокам, чтобы было удобнее выполнять работу по дому, у нас еще есть простые украшения из керамики. После этого я позавтракала фруктами и чистой водой. Дети едят отдельно. Нам не нужно причёсываться – у египетских детей – бритые головы с небольшими прядями - «локонами юности» (у девочек на темени, у мальчиков – по бокам головы). Мама усадила нас на циновки, которые лежат на земляном полу, и покормила латуком и сердцевиной сахарного тростника.
После завтрака мы отправились собирать сухую траву, сучья и навоз для очага. Дети не учатся в школах. В школу могут ходить только мальчики, да и те из богатых семей. Будущая жизнь детей крестьян понятна с рождения – они также станут хлебопашцами, как и их отец. А пока мы только играем с мячом. Мама же приготовила муку, из оставшегося зерна: растёрла зерно между двумя камнями. Замесила тесто и в горячей золе напекла лепёшек. На обед сегодня будет ещё вяленая рыба и финики, у мамы полно работы по дому: стирка и уборка. Так вот и проходит наш день.
Повседневная жизнь правителя Египта была трудной и изнурительной. Все часы строго расписывались для выполнения различных обязанностей. Некоторые ритуалы повторялись без изменения каждый день. Так, каждое утро, когда фараон вставал, пели одни и те же песнопения, посвященные как солнцу, так и царю: «Пробуждайся в мире, пусть пробудится царь в мире, пусть будет твое пробуждение мирным» . Прислуживало фараону, как богу, особое братство жрецов. Они совершали ритуал одевания царя, когда солнце поднималось над горизонтом. Считалось, что это время, когда восстанавливаются при первых лучах солнца, бога Ра, природные силы, столь необходимые фараону для управления государством. После утреннего туалета правитель Египта приносил жертвы богам, слушал молитвы. Затем начиналась работа: чтение донесений, отчетов о хозяйственной жизни страны, знакомство с важнейшими дипломатическими посланиями и составление ответов. Много времени у фараона отнимали поездки по стране. Посещая разные места своего государства, фараон давал указания о строительстве новых храмов и восстановлении пришедших в упадок. По его приказанию устанавливались священные статуи с изображениями богов, украшались алтари, делались щедрые подарки храмам. Фараон являлся верховным жрецом. Он должен был выражать богам свою признательность и послушание, так как от этого зависело процветание страны. Царь Египта присутствовал на всех священных праздниках. Например, в ходе одного из религиозных праздников фараон должен был в течение 24 часов разламывать на части большие круглые хлебы с рельефным изображением ключей жизни. Его приближенные делили эти части на более мелкие так, что их количество соответствовало числу жителей царства, по последней переписи. (Перепись населения проводили специальные жрецы через определенный период времени. ) Потом по воде и суше эти кусочки, освященные рукой фараона, развозили всем его подданным. Каждый египтянин имел право на такой кусочек священного хлеба, и если кто-либо оказывался обойденным, виновный в этом мог поплатиться жизнью. Фараон, как правило, был в курсе всех событий, которые происходили внутри страны и за ее пределами. В этом ему целый штат писцов: людей, которые вели царскую переписку с правителями соседних государств, писали приказы, составляли отчеты; Но ни один государственный документ не являлся действительным, если под ним не было подписи фараона. Только он имел право назначать и увольнять чиновников, издавать законы, объявлять войну или заключать мир. Время фараона распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями. Одним из развлечений фараона являлась охота на диких зверей. В жизни правителя Древнего Египта важное место занимали военные походы. Царевича готовили к ним с самого раннего возраста. Будущего фараона воспитывали так, чтобы он стал сильным и ловким, поэтому с детства его обучали бегу, стрельбе из лука, верховой езде и другим видам спорта. Понимая, что военные походы это большое испытание, фараоны учили своих наследников преодолевать усталость и не отступать перед трудностями. Поэтому неудивителен тот факт, что многие из них к восемнадцати годам становились настоящими атлетами. Обычай требовал, чтобы фараон и его наследник были лучшими не на словах, а на деле.
Одежда у нас простая: короткая набедренная льняная повязка с поясом и плетённые из тростникового папируса сандалии. Отец обязательно носит свои защитные амулеты из бронзы и керамики. Сегодня, после завтрака, он отправился к уличному цирюльнику, чтобы тот гладко выбрил ему голову. После этого он наденет короткий чёрный парик изо льна и отправится на работу.
Сейчас октябрь, начались посевные работы. Сеять хлебное зерно - это тяжёлая работа, потому ею занимаются только мужчины. Работают под звуки. Женская работа начнётся позднее – во время веяния. Я буду работать на гумне, очищая зерно с продолговатых лопаток. Но это будет потом. Я осталась в доме из тростника, обмазанного илом с тростниковой циновкой вместо крыши и двери (деревянные двери могут позволить себе только очень богатые люди в нашем царстве). Вот мама умылась, расчесала свои волосы и сделала причёску «конский хвост», она не знатная дама, поэтому парика у нее нет. Она почернила брови специальным порошком и обвела черным порошком глаза, чтобы боги защитили ее от болезней, подкрасила веки зелёным порошком из сернистого свинца, чтобы защитить глаза от солнца. Одежда у нас тоже очень проста: плотно облегающая фигуру рубашка - сарафан из грубой ткани, с разрезами по бокам, чтобы было удобнее выполнять работу по дому, у нас еще есть простые украшения из керамики. После этого я позавтракала фруктами и чистой водой. Дети едят отдельно. Нам не нужно причёсываться – у египетских детей – бритые головы с небольшими прядями - «локонами юности» (у девочек на темени, у мальчиков – по бокам головы). Мама усадила нас на циновки, которые лежат на земляном полу, и покормила латуком и сердцевиной сахарного тростника.
После завтрака мы отправились собирать сухую траву, сучья и навоз для очага. Дети не учатся в школах. В школу могут ходить только мальчики, да и те из богатых семей. Будущая жизнь детей крестьян понятна с рождения – они также станут хлебопашцами, как и их отец. А пока мы только играем с мячом. Мама же приготовила муку, из оставшегося зерна: растёрла зерно между двумя камнями. Замесила тесто и в горячей золе напекла лепёшек. На обед сегодня будет ещё вяленая рыба и финики, у мамы полно работы по дому: стирка и уборка. Так вот и проходит наш день.