Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в. , которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе) . Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 вв.
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в. , но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. Московский митрополит обращался к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. Разве не истинный праздник в родной стороне? Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.
На арене политической жизни Западной Европы в 1960-1970-х годах появились новые левые силы по нескольким причинам. Давайте рассмотрим их подробнее:
1. Социальные и экономические изменения: В 1960-е и 1970-е годы Западная Европа стала свидетелем значительных изменений в обществе и экономике. В этот период происходила индустриализация, возрастала производительность труда, а также появилось новое поколение рабочих, студентов и интеллектуалов, чьи интересы и проблемы не всегда находили отражение в действующем политическом устройстве. Новые левые силы, такие как студенческие и рабочие движения, возникли в ответ на эти изменения и стремились представлять интересы этих групп на политической арене.
2. Протест против войны во Вьетнаме: В 1960-1970-х годах война во Вьетнаме стала предметом значительного протеста и непримиримой критики во многих странах Западной Европы. Многие молодые люди и студенты протестовали против участия своих стран в войне, считая ее несправедливой и империалистической. Это привело к активизации новых левых сил, которые выступали против военной политики правительств и требовали окончания военных действий.
3. Противодействие традиционным консервативным силам: В 1960-1970-х годах Западная Европа все еще была политически доминирована традиционными консервативными партиями и идеологиями. Новые левые силы возникли как противодействие этому политическому статус-кво, стремясь привнести социальные и политические изменения. Они подчеркивали проблемы социальной справедливости, неравенства и мира, отличающиеся от предложений и позиций традиционных партий.
4. Влияние идей мирового движения за освобождение: В 1960-1970-х годах многие страны Западной Европы оказывали влияние на мировое движение за освобождение, включая Расовое и Борьба против империализма и колониализма. Это движение вдохновляло новые левые силы на Западе, которые стремились противостоять антиколониальным и прогрессивным идеям освобождения на своей родине.
5. Культурные изменения: В 1960-1970-х годах произошли значительные культурные изменения, такие как сексуальная революция, восстание молодежи и изменение взглядов на традиционные нормы и ценности. Новые левые силы отражали эти изменения, выступая за индивидуальную свободу, права женщин и равенство полов.
В итоге, новые левые силы появились на арене политической жизни Западной Европы в 1960-1970-х годах, чтобы представлять интересы молодежи, рабочих, студентов и интеллектуалов, отражать изменения в обществе и экономике, протестовать против войны и старых политических систем, вдохновляться идеями освобождения и поддерживать культурные изменения.
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в. , но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.
О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. Московский митрополит обращался к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. Разве не истинный праздник в родной стороне? Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.