Общие условия развития культуры. Скульптор Э. Неизвестный по родственников Н.С. Хрущева выполнил надгробие на его могиле: бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора. Более точно нельзя было охарактеризовать самого государственного деятеля и жизнь нашей страны в этот период, который называют «оттепелью», «славным десятилетием», периодом «волюнтаризма и субъективизма».
Никита Сергеевич Хрущев человек весьма противоречивый. Главную цель своей деятельности видел в том «чтобы дать мир и благосостояние нашему народу». Внешне наш «первый» очень был похож, по выражению Ф. Бурлацкого, на «крестьянина из среднерусской деревни», «когда он начинал говорить никто, даже он сам, часто не знал, чем кончит». Лидер громадного государства имел марксистско-ленинское образование. «Интеллигентиков» не любил, советов не спрашивал. Начал с реформ, со временем сосредотачивал в своих руках все больше власти, и, наконец, дошел до «Дорого Никиты Сергеевича». Действительно, Хрущев, «…ходил на двух ногах: одна смело шагала в новую эпоху, а другая безвылазно застряла в тине
н как смогла.. ;)
Этнический состав Моголистана образовали местные тюркские и тюрко-монгольские племена, переселившиеся из Центральной Азии. Известно, что этими племенами управляли ханы из отюреченных монголов. Этническое название «могол» касалось лишь определенной части населения Моголистана. Моголы — историческая тюркоязычная общность кочевых племён преимущественно монгольского происхождения, выступавшая в качестве господствующего класса в государстве Моголистан[1][2][3].
По мнению историка постсоветского периода Султанова Т. И., многие термины в Центральной Евразии, сегодня рассматриваемые как этнонимы, поначалу отражали политическую или социальную, но никак не национальную принадлежность их носителей.[4]
Территории современного Восточного Туркестана, юго-восточного Казахстана, Киргизии были выделены в улус Чагатаю и Угедэю. В данном регионе сохранялся кочевой быт, на эти земли откочевало большое количество монгольских племён в сравнении с другими регионами Монгольской империи. При превосходящей численности тюркских народов, монгольские племена довольно скоро подверглись тюркизации и растворились в окружении этнически близких им тюркских кочевников.[5]
Закреплению этнонима «могол» в Чагатайском улусе и, в дальнейшем в Моголистане, видимо стремление могольской знати на первых поpax сохранить кочевые традиции и подчеркнуть преемственность власти чингизидов.
В китайском справочнике персидских (и чагатайских) терминов — (會館) хуэйхуэйгуан[6] зази — составленному в эпоху Мин, дается перевод этнонима «могол»[7]:
О счастливом человеке - П.п, м.р, ед.ч.
Большим домом - Т.п, м.р, ед.ч.
О сухих деревьях - П.п, ср.р, мн.ч.
Степной травой - Т.п., ж.р, ед.ч.
Городских улиц - Р.п, ж.р, мн.ч.
Родными просторами - Т.п., м.р, мн.ч.
Школьную библиотеку - В.п, ж.р, ед.ч.
Грустному пассажиру - Д.п, м.р, ед.ч.
Приятного аппетита - В.п, м.р, ед.ч.
Про чёрный корабль - В.п, м.р, ед.ч.