В Афинах был свой Солон, законодатель, а в Спарте-свой Ликург.
Согласно Геродоту, спартанцы того времени утверждали, что реформы Ликурга были вдохновлены критскими институтами.
Некоторые современные ученые пришли к выводу, что Ликург не был реальным человеком. Они отмечают, что греки склонны были обсуждать происхождение политических и социальных институтов с точки зрения личных намерений одного основателя. Тем не менее, многие историки считают, что человек по имени Ликург должен быть связан с теми радикальными реформами, которые были начаты в Спарте после восстания илотов во второй половине 7 века до н.э. Эти ученые утверждают, что для предотвращения очередного восстания илотов Ликург создал в высшей степени военизированную общинную систему, которая сделала Спарту уникальным городом-государством Греции. Если эта точка зрения верна, то вполне вероятно, что Ликург также разграничил полномочия двух традиционных органов спартанского правления-Совета старейшин (включая двух царей) и апеллы (собрания).
Имея на своей стороне оракула, Ликург ввел изменения в спартанском правительстве и обеспечил Спарту Конституцией. В дополнение к изменениям в правительстве, Ликург изменил экономику Спарты, запретив владение золотом или серебром и бесполезные занятия. Все мужчины должны были обедать вместе в общей столовой.
Ликург также реформировал Спарту в социальном плане. Ликург положил начало государственной системе образования, включая обучение женщин, своеобразные немоногамные спартанские браки и роль государства в принятии решения о том, какой новорожденный годен для жизни.
Объяснение:
Можно с уверенностью заявить о том, что спартанские законы были более суровыми, но то они и спартанские, а в Афинах законы были более демократичными и не строились по военному принципу как в Спарте.
Законы Ликурга спартанцы считали лучшими в Греции и вечными. Законы запрещали частную собственность. Спартанец не мог оставить свой надел в наследство сыну или продать. Земля и работавшие на ней илоты считались собственностью государства.
В Спарте не было золотых и серебряных монет. Деньгами служили железные прутья, которые неудобно было носить с собой или копить. В Спарте, называвшейся «общиной равных», презирали богатство. Спартанцу запрещалось заниматься сельским хозяйством, торговлей и ремеслом. Его долг – быть воином, хорошо развитым физически и дисциплинированным. Спарта имела лучшую в Греции армию. Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу.
Законы в Афинах были более демократичными и направленными на уменьшение конфликтов между аристократией и демосом. Законы в Спарте были направлены на укрепление прав спартанцев, были более суровыми и приводили к тому, что власть принадлежала небольшой группе людей.
Внешние причины
Причины внешнего характера, к которым относятся поступательная политика расширения своей власти в географическом пространстве, имеют не менее важный аспект в общей характеристике раскола.
Его началом является вручение папе Захарии в 755 г. Равеннского экзархата Пипином Коротким, который ранее входил в состав Византийской империи. Это отметило этап самостоятельного управления западной церкви, во главе с папой римским.
Дальнейшее распространение догматического и юридического владычества Рима на испанские, галльские и африканские церкви, вызывало большое недовольство Византии, последней каплей для которого стало посягательство на Болгарскую церковь и на территории северных славянских племен. Это произошло во времена понтификата Николая Первого, претензии которого послужили причиной первого негласного разрыва западной и восточной церкви
Итог:Непосредственной причиной окончательного раскола 1054 г. выступил вопрос о владычестве над итальянскими провинциями Западной церкви. Лев IX пытался убедить византийского патриарха в первенстве Рима, к которому весь восточный мир должен выказывать почтение как к матери, с чем никак не мог согласиться патриарх Михаил.
Тенденция смещения центра христианского мира в сторону папского престола в Риме, завершилась принятием решительных мер со стороны Византийского патриархата. Так патриархом восточной церкви Михаилом Керуларием в 1053 г. были закрыты латинские храмы и монастыри, находящиеся в Константинополе, и как особый вид непринятия западной традиции, диакон прислуживавший патриарху (секелларий) надругался над Святыми дарами (опресноками), растоптав их ногами.
Папские легаты (представители папы на время исполнения необходимой миссии) во главе с кардиналом Гумбертом были уполномочены урегулировать конфликт. Однако после трехмесячного избегания патриархом Михаилом общества и беседы с папскими легатами переговоры закончились возложением 16 июля 1054 г. на престол собора Св. Софии анафемного листа, в котором кардинал от имени на то время уже умершего папы и Святого и Римского, Первенствующего и Апостольского престола говорил о снятии с патриарха Михаила сана и вечного осуждения его и потворствующих порожденному им беззаконию.
Добившись хитростью возвращения в Константинополь легатов, на то время находившихся уже далеко, константинопольский патриарх 20 июля 1054 г. ответил взаимным отлучением западной церкви как еретической. Перед этим он попытался разжечь в народе вражду, прочитав исковерканный им перевод врученной 16-го июля хартии. Посредничество императора избежать умерщвления папским посланникам, но конфликт, усугубленный взаимными действиями двух сторон, так и не удалось преодолеть.
Это отметило новый этап в христианской истории – самостоятельное управление западной – присвоившей название Католической (Вселенской) церкви, и восточной – избравшей себе определение Православной (единоверной) церкви.