Структура российского общества в 16 веке была снована на феодализме. Российское общество состояло из бояр, дворян, духовенства, служилые, крестьянство, посадские, вольные.
Итак, бояре были потомками князей, потому почетались в обществе. Их деятельность – служба царю, а имущество – вотчина.
Дворяне – государственные служащие, получили свое положение благодаря службе. И дворянство в 16 веке не наследовалось, а давалось только по службе.
Затем идут сотники, командиры, полковники – это все военная иерархия, которая также заканчивает высшие слои российского общества.
Ниже выше перечисленных чинов были дворцовые и придворные, еше ниже стольники, стряпчие при дворе, дипломаты, те, кто составлял писцовые книги, и так далее.
Затем идет основа этой общественной пирамиды – низшее соловие. Выше всех там были военные, а именно пушкари, стрельцы и даже казаки.
Еще ниже располагается крестьянство, которое делится на владельческое крестьянство (жили в поместьях) и государственное крестьяне (работали на окраинах на государство). Плюс, были дворцовые крестьяне, они подчинялись дворцовым приказчикам.
Далее следуют жители города – посадские. Число посадских состояло из торговцев и ремесленников, которые жили и работали в слободах. Кстати, ремесленники имели личную свободу и работали на государство.
и стала знаменитой.
Это книга -диагноз.
Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, - вопрос,
на который сам автор дает неутешительный и горький ответ.
И в этом своем качестве книга Шпенглера - это предостережение.
Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас
схемы “Древний мир - Средневековье - Новое время”, в рамках которой обычно
прослеживались основные этапы развития мировой культуры.
Шпенглер отказывается от
стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной
логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей
высшей точке.
Для Шпенглера нет единой мировой культуры.
Есть лишь раличные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу :
“...У “человечества” нет ...никакой идеи, никакого плана ...
Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории ...я вижу настоящий
спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из
лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем
ходом своего существования, чеканящих на своем материале - человечестве -
собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти,
собственную жизнь, воление, чувствование, собственную смерть”.
Но и собственная “идея” каждой культуры, о которой говорит
Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает например
Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной
является душа культуры.
Логика же, как впрочем и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе.
В шпенглерском понимании культура - это символически выраженная система, в которой
реализует себя соответствующая душа :
“Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее ...; культура как совокупность великих символов жизни,
чувствования и понимания .