Тәңіршілдік (немесе Тенгризм, Тенгрианизм) — дәстүрлі түркілік дүниетаным бастауындағы монотеизмдік еркін ілімдік, метафизикалық сенім үлгісі болып, оны ежелгі заманда және ортағасырда Еуразия даласындағы көшпенділер, және кейбір осызамандық халықтар мен тұлғалар ұстанады. Тәңіршілдік сенімі көне түркі халықтарының, Ғұндардың, Болғарлардың, моңғолдардың, маньчжур және мадяр халықтарының ұлттық мәдениеті мен болмысына терең ықпал еткен тарихи сенім болды, Көктүрік қағанаты, Батыс Түрік қағанаты, Шығыс Түрік қағанаты, Дунай және Еділ Болғарлары, Моңғол империясы, Шығыс Түркия (Хазария) қатарлылардың мемлекеттік діні болды. ІХ ғ түркілердің әйгілі туындысы «Ырық бітік» кітабында "Тәңірі - Түрік Тәңірісі" (Түріктердің Құдайы) ретінде аталған. Көптеген ғалымдардың пікірінше, империялық деңгейде Тәңіршілдік әсіресе ХІІ - ХІІІ ғасырларда монотеизмдік сенім/дін ретінде ұстанылған; қазіргі Тәңіршілдердің көбі оны монотеизмдік деп санайды.
Объяснение:
Материальная культура эпохи Возрождения была обогащена бурным развитием техники, в частности горного дела, металлургии, судостроения. Развивалось ткачество, гончарство, скловидування. В производство стали внедрять гидравлические двигатели, токарные станки, горные машины и механизмы для подъема грузов, вентиляции рудников. Великий итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи (1452-1519) сконструировал первые летательные аппараты, разработал проекты парашюта, защитных и гидротехнических сооружений. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг (1394-1468) изобрел отливки шрифта и сконструировал деревянный печатный пресс, положив начало книгопечатания в Европе, открыло широкие возможности для распространения идей гуманизма, достижений науки и культуры.
Значительными достижениями характеризуется художественная культура эпохи Возрождения. Именно в этот период в сокровищницу мировой литературы появились произведения таких художников слова, как Данте Алигиери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Сервантес, Феликс Лопе де Вега, Уильям Шекспир и другие.
Итальянский поэт Данте Алигиери (1265-1321) в знаменитой "Божественной комедии" обрисовал свое мнимое блуждания в загробном мире, воссоздав общество того времени со всеми его недостатками и человеческими грехами - от политических распрей партий, от упадка авторитета пораженной коррупцией церкви к трагизма человеческой личности , которая так и не смогла в своей жизни избавиться недобрых страстей и привычек. Творчество Данте оказала огромное влияние на дальнейшее развитие европейской культуры.
Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт - вошел в историю как зачинатель гуманистической культуры Возрождения. Свое мировоззрение, основанный на идеализации античной культурного наследия, он изложил в "Письме к потомкам". И всемирную славу принесла ему любовная лирика, посвященная Лауре - женщине, которую он случайно встретил в церкви и которая пленила его на всю жизнь. Цикл стихов из двух частей ( "На жизнь мадонны Лауры" и "На смерть мадонны Лауры") занимает 317 сонетов, 29 канцон, девять секстин, семь и четыре мадригалы, составляя своеобразный дневник, в котором любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. Лирика Петрарки стала классическим образцом любовной лирики, обогатила поэзию музыкальностью, образной изощренностью, стилистикой поэтических средств, в частности использованием антитез и риторических вопросов, отражающих душевные волнения.
Джованни Боккаччо (1313-1375) - один из основателей гуманистической литературы итальянского Возрождения, автор знаменитого "Декамерона", поэм и романа "Филоколо". "Декамерон" - это сборник реалистических новелл, объединенных тематикой и гуманистической направленностью; основное содержание их - раскрытие аморальности папского двора, разврата монахов, высмеивание аскетической морали Средневековья, прославление наслаждений земной жизни, чутевои любви. Новеллы проникнуты духом свободомыслия, добрым юмором.