ответ:Гуси́тские во́йны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, в Богемии (современная Чехия), происходившие в период с 1419 по 1434 год.
В этой войне, в отличие от всех предыдущих крупных вооружённых конфликтов на территории Европы, широко использовалось ручное огнестрельное оружие. Гуситская пехота, состоявшая в основном из чешских добровольцев, нанесла множество поражений более крупным профессиональным армиям и отрядам тяжело вооружённых рыцарей немецких, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.
Первоначально гуситы сплочённо воевали против католиков, организовавших на них серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных («чашников»), примирившихся с католиками, и радикалов («таборитов»), потерпевших поражение.
Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни Яна Гуса, — на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.
Гус отправился в Констанц по приглашению императора Сигизмунда, гарантировавшего ему безопасность, — для того, «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси». Таким образом, в заключении и осуждении Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в умеренных и справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора — за то, что он нарушил данную им Гусу охранную грамоту.
На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против сожжения Гуса (известный как protestatio Bohemorum), подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии и Моравии и направленный Констанцскому собору; в протесте заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников». Ещё решительней рыцари и знать высказались во внутреннем сеймском соглашении, подписанном участниками сейма 5 сентября, в котором они обязывались «покоряться папе и епископам лишь насколько их требования согласны со святым Писанием», «допускать в своих владениях свободную проповедь слова Божия», а в случае противоречий между Святым Писанием, свободой проповеди и требованиями римской иерархии предоставлять решение на усмотрение особой коллегии Пражского университета[1].
Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иepoнима Пражского. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Богемии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой, в то время как пригублять из чаши, — по обычаю, установившемуся в Церкви пару сотен лет назад[1], — позволялось только священникам.
Возмущение этими решениями Собора, созванного, чтобы положить конец беспорядкам в Церкви, стало выливаться в беспорядки в Богемском королевстве. Пользуясь установленной сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», — то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, — призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из храмов[2]. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в богемской церкви, а позже — и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом «гуситскую ересь». Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам.
Объяснение:
Объяснение:
Аввакум Петров (1620-1682) - глава старообрядцев, писатель, общественный деятель. Автор почти 100 известных на сегодняшний день работ. Главной из них является повесть "Житие" - первое произведение нового жанра - автобиографии-исповеди. Реализм в освещении сложнейшей судьбы протопопа/современного ему быта в сочетании с образностью языка делает это произведение одним из ярчайших литературных памятников XVII в.
Гаврилов Яков и Поспеев Сидор - русские живописцы, в 1641-1642 гг. были направлены по молдавского господаря для росписи храма Трех Святителей в Яссах. Выполненная ими работа отличалась особой манерой, отражавшей как древнерусские и византийские традиции, так и новации, присущие иконописи XVII в.
Карион Истомин (1640-е - 1717) - просветитель, педагог, поэт, переводчик. Сын подьячего. Личный секретарь патриархов Иоакима и Адриана. Преподаватель в школе Заиконо монастыря. Продолжатель традиций Симеона Полоцкого и чешского педагога Яна Амоса Коменского. Выступал за открытие новых школ и создание высших учебных заведений, пересмотр школьных программ. Составил ряд учебных книг. В 1695-1696 гг. подготовил "Домострой" - о правилах семейного поведения.
Крижанич Юрий (1618-1683) - писатель, хорват по национальности. Сторонник идеи "славянского единства", главное место в котором он отводил России. Выдвигал программу преобразований в России. В 1661 г. за "вольнодумство" сослан в Тобольск. В 1676 г. выехал из России.
Лихуды (Лифуды) Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) - деятели русского образования, греки по национальности. Обучение проходили в Италии. С 1685 г. в России. Преподаватели Славяно-греко-латинской академии и других учебных заведений. Авторы учебников, словарей, проповедей. Переводчики военных и исторических сочинений.
Медведев Сильвестр (в миру - Симеон Агафонникович) (1641-1691) - русский писатель, ученый, деятель просвещения. Автор записок о стрелецком восстании в Москве 1682 г., ряда богословских сочинений, стихов. Наиболее вероятный составитель первого русского библиографического труда "Оглавление книг, кто их сложил". За участие в заговоре в пользу Софьи Алексеевны был арестован и казнен.
Палицын Авраамий (?-1626) - писатель. Келарь Троице-Сергиева монастыря. Автор "Сказания" - ценного источника по истории России начала XVII в.
Полоцкий Симеон (в миру - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-1680)- белорусский и русский общественный деятель, писатель. Полемизировал с лидерами церковного раскола. Был наставником детей царя Алексея Михайловича. Федора и Софьи. Преподавал в школе при Заиконо монастыре. Соавтор проекта создания Славяно-греко-латинской академии. Один из зачинателей русской поэзии и драматургии. В своих философских воззрениях Симеон Полоцкий не подвергал сомнению законность и даже "справедливость" эксплуатации простого народа, но призывал смягчить гнет, исходя из необходимости обеспечения социального мира и всеобщего благоденствия. Был сторонником сильной царской власти, выступал за воспитание высоких деловых и моральных качеств монарха с детских лет. В этом отношении он явился как бы основоположником идей просвещенного абсолютизма. Первым предложил в России основы силлабического стихосложения, издал два больших сборника своих стихов - "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный", которые пользовались большим успехом.
Старцевы - русские зодчие второй половины XVII в. Дмитрий Михайлович построил гостиный двор в Архангельске (1668-1684); Осип Дмитриевич (его сын) построил в Москве Трапезную палату Симонова монастыря (1677- 1680) и Крутицкий терем (1693-1694).
Тимофеев Иван (?-1631) - дьяк ряда приказов в Москве и Новгороде. Автор "Временника" - важнейшего источника по истории России середины XVI - начала XVII в.
Ушаков Симон Федорович (1626-1686) - выдающийся русский художник и гравер, мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Основоположник нового направления в живописи, сочетающего приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы. В 1657 г. написал для московской церкви Троицы в Никитниках облик Христа в архиерейском уборе - " Великий архиерей". Самое известное его произведение, многократно повторенное им - " нерукотворный". В 1671 г. написал "Троицу". Автор трактата о живописи "Слово к люботщателем иконного писания" (1667), в котором отстаивал идеи реализма в живописи.
Период правления Семибоярщины историки называют междуцарствием потому, что с 1610 по 1613 год на Московской Руси не было царя, и власть семибоярщиков не распространялась за пределы Москвы.