Россия была феодальной страной. По-прежнему в стране господствовало барщинное хозяйство. Давайте еще раз вспомним, каковы его основные черты.
Во-первых, продолжало господствовать натуральное хозяйство: каждое крепостное поместье представляло собой замкнутое хозяйство и находилось в слабой экономической связи с другими поместьями и с рынком. С насоса из глубокой скважины выкачивали соляной раствор. Затем его выпаривали в варницах и получали соль.
Во-вторых, земля каждого феодального владения подразделялась на барскую и крестьянскую; крестьянин был наделен землей; он обрабатывал на своей лошади, своими орудиями труда и свой надел, и барскую запашку.
В-третьих, крестьяне были прикреплены к земле помещика, .находились в личной, крепостной зависимости от феодала и не имели права уйти от него.
В-четвертых, техника земледелия оставалась примитивной, орудия труда совершенствовались очень медленно
Новые черты хозяйственной жизни.
В XVII в. хозяйство в стране продолжало развиваться. Крестьяне распахивали новые земли. Постепенно из центральных районов заселялась южная степь около Дона. Русские крестьяне продвигались в плодородные башкирские степи. Северные русские земледельцы переходили за Урал, начинали распахивать земли Сибири. Чем тяжелее становилось крепостное право в центре страны, тем сильнее было движение населения на окраины.
Росли города. Усилилась на севере добыча соли, тут работали нередко тысячи вольнонаемных людей. Увеличилось число ремесленников и развилось ремесло.
В хозяйстве России появились новые черты. Ремесленники стали работать больше всего не на заказ, а на рынок. Развивалось мелкое товарное производство, т. е. производство ремесленниками товаров - изделий, предназначенных для продажи на рынке.
Особо важной чертой развития хозяйства было возникновение крупных предприятий - мануфактур. Как вы знаете, мануфактура - это большое производство, где на ручных станках работало много рабочих и было разделение труда. Самой старой русской мануфактурой был московский Пушечный двор, основанный в конце XV в. К середине XVII в. здесь работало более 100 человек.
Хозяйство продолжало оставаться в основном натуральным- все главное, что нужно было для жизни, производилось в имении, а не покупалось. Но возникло и новое явление: развивалось товарно-денежное хозяйство, т. е. производство сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий для продажи на рынке, за деньги. В стране становилось все больше и больше покупателей и продавцов.
Крестьяне продавали продукты своего труда, чтобы добыть деньги для уплаты помещику денежного оброка. Ремесленники, которых тоже становилось все больше, приходили на рынок для продажи своих изделий и для покупки продуктов питания. Вольнонаемные рабочие люди также шли на рынок, чтобы купить на заработанные деньги съестные припасы, одежду, обувь.
Различное понимание единства церкви. Православные разделяют таинства и одну веру, а католики ко всему этому относят и единого главу церкви – Папу.
Отличие в понимании кафоличности и вселенскости. Для православных каждая поместная церковь, возглавляемая еписопом, воплощает в себе Вселенскую Церковь, а католики добавляют к этому, что она еще должна иметь связь с поместной Римо-католической церковью.
Католики отмечают в Символе Веры, что Святой Дух походит от Сына и Отца, а православные утверждают, что он пошел только от Отца.
Также различие присуще и в понимании таинства брака. Католики говорят о том, что браки заключаются раз и навсегда, а православная церковь может расторгнуть брак в некоторых случаях.
В католицизме есть такое понятие как чистилище, которого нет в православии.
Католиками принят догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это говорит о том, что ее не коснулся первородный грех. Православные чтят святость Богородицы, но верят в то, что она, как и все люди, была рождена с первородным грехом.
В католицизме есть догмат о том, что Мария телом и душой находится на небесах. В православии в это тоже верят, но не подкрепили догмой.
Догма католицизма также заключается в главенстве Папы над церковью в вопросах морали и веры, управления и дисциплины. В православии же такое верховенство не поддерживается.
Православие несет в себе один обряд. Он же есть и в католицизме и называется византийским, а также является одним из нескольких.
В католицизме есть догмат о безошибочности Папы, а православные верят лишь в безошибочность решений Вселенских Соборов.
Православные принимают решения только 7 Вселенских Соборов, а католики руководствуются 21.