Палкиным его прозвали за то, что при Николае Первом в армии было распространено физическое наказание палками. Бедных солдат колотили чем попало, но очень тяжелое наказание было, когда солдата гоняли сквозь строй и сами солдаты избивали бедолагу палками, а чаще железными шомполами. Часто после такого наказания солдат был уже не жилец.
Источники и историография древней Месопотамии. Основные группы источников по истории древней Месопотамии. Сведения античных авторов. Роль Ветхого Завета как исторического источника. Данные археологических раскопок. Дешифровка клинописи. Становление ассириологии как науки. Достижения зарубежной исторической науки в изучении Древней Месопотамии. Изучение Древней Месопотамии в России.
Возникновение государства в Древнем Двуречье. Эпоха Шумера и Аккада. Географические особенности территории Междуречья. Особенности рек Тигр и Евфрат. Климат, флора и фауна, природные богатства страны. Роль географического фактора в возникновении и развитии цивилизации на территории Месопотамии.
Процесс заселения Месопотамии различными народностями. Их языки. Своеобразие этнической истории Междуречья.
Юг Месопотамии (Шумер) – центр развития экономической, политической и культурной жизни страны первой половины III тыс. до н.э. Достижения в сфере экономики. Рост городов. Возвышение Лагаша. Реформы Уруинимгины.
Месопотамия под властью Аккада. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его преемников. Признаки восточного деспотизма. Нашествие кутиев: причины и последствия. Шумеро–Аккадское царство. Оформление государственной собственности на землю и другие средства производства. Бюрократия и армия при III династии Ура. Наступление амореев и эламитов и крушение Шумеро–Аккадского царства.
Домашнее прозвище — Никс. Официальное прозвище — Незабвенный.
Лев Толстой в рассказе «Николай Палкин» приводит другое прозвище императора:
Мы ночевали у 95-летнего солдата. Он служил при Александре I и Николае.(…)
— А мне довелось при Николае служить,— сказал старик. — И тотчас же оживился и стал рассказывать.
— Тогда что было,— заговорил он. — Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали.
Говорил он и с отвращением, и с ужасом, и не без гордости о прежнем молодечестве.
— А уж палками — недели не проходило, чтобы незабивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило, Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище.