Норманская теория – версия возникновения государственности на Руси, которая связывает 2 важных аспекта:
• варяги были норманнами, которые и создали государственность на территории славянских земель, потому что сами славяне не могли в угоду своего развития, и
• варяги развитию восточных славян из-за того, что оказывали большое культурное влияние
Данная теория основывается на «Повести временных лет»862–м года. Согласно норманской теории также «русь» - наименование скандинавского народа, который во главе с Рюриком пришел на эту территорию объединять земли в Русское государство.
Норманская теория также утверждает:
1. Что скандинавы мигрировали в древние восточнославянские земли.
2. правящая киевская династия была основана скандинавами.
3. То, что название Русь является этимологически древнескандинавским.
4. Именно скандинавские мигранты повлияли на развитие восточнославянского государства.
5. Именно скандинавские переселенцы создали первое восточнославянское государство.
6. Скандинавы преуспели благодаря своему расовому превосходству.
формирует текущую политику: в частности, что потомки скандинавов - естественные правители, тогда как славяне - естественные подчиненные.
Антинорманская теорияСкандинавское происхождение Руси было горько оспорено славянскими националистами.
Начиная с Ломоносова, восточнославянские ученые критиковали идею скандинавских захватчиков.
Самым стойким сторонником антинорманистских взглядов в период после Второй мировой войны был Борис Рыбаков, который утверждал, что культурный уровень варягов не мог оправдать приглашение культурно продвинутых славян. Этот вывод заставляет славян отрицать первичную летопись, в которой говорится, что варяжская Русь была приглашена коренными славянами. Рыбаков предположил, что Нестор был предвзятым против прогреческой политики Владимира и поддерживал проскандинавскую политику правящего князя Святополка.
К 21 веку большинство профессиональных ученых, как в англоязычной, так и в славянской науке, пришли к общему мнению, что истоки русского народа лежат в Скандинавии и что эта первоначально скандинавская элита сыграла значительную роль в формировании государства, Киевской Руси.
это сторонники и противники так называемой "норманской" теории.
варяги - норманы.
в 30-60 гг. 18 века ученые бейер и миллер, работавшие в петербургской академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что государство было создано варягами (норманами). они и положили начало норманской теории происхождения российского государства.
норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. во-первых, они считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь" норманского происхождения.
те, кто против этой теории - антинорманисты. антинорманисты считают, что термин "русь" доваряжского происхождения и восходит к древним временам
Объяснение:
Характеристика патриарха Никона и протопопа Аввакума по плану:
1) путь церковного служения
Никон был московским патриархом, а до этого он получил сан священника в московской церкви. А после вместе с женой принял монашеский постриг, бежал в другой монастырь Кожеозерский и стал его игуменом. Потом он стал архимандритом Ново монастыря по приказу царя. Затем он стал митрополитом Новгородским и патриархом Иерусаимским Паисием.
Аввакум был дьяконом, попом, священником, а затем протопопом Юрьева-Повольского.
2) позиция в период церковной реформы
Никон был идеологом проведения церковной реформы, которая так и называлась «церковная реформа Никона»; хотел унифицировать обряды на греческий лад;
Аввакум противостоял реформам Никона и настаивал на сохранении старорусских обрядов.
3) черты характера, поступки
Никон был начитанным, и эта черта сделала его священником в его первой московской церкви.
Аввакум был аскетичным, набожным, критиковал других за грешность и плотские желания, а свои пресекал. Был жестоким человеком и в ссылке наказывал людей ремнями. Написал 43 сочинения: «Житие протопопа Аввакума», «Книга толкований» и прочее.
4) исход жизни.
Никон был исключен из титула патриарха, и он стал монахом.
Аввакум остаток жизни провел в ссылках в разных городах. А по итогу и вовсе был сожжен за то, что не поддерживал реформу.
Что было общим у этих двух людей, яростно выступавших друг против друга?
Оба этих человека имеют общий конец. Несмотря на противостояние их взглядов, они, в целом, закончили одинаково – были наказаны, наверное, потому что царь не был заинтересован в божественном смысле реформ, а больше в том, что соответствовать Византии.