Организация государственного управления в годы опричнины.
Политическим и административным центром опричнины стал "особый двор" со своей Боярской думой и приказами. В опричнине была особая казна и особое опричное войско: первоначально одна тысяча, к концу опричнины - шесть тысяч. В основном - незнатные люди, но были и представители старых родов. Территория опричнины постоянно увеличивалась и захватила большую часть государства. Опричная часть выделялась и в Москве. Из крупных городов за земщиной остались Тверь, Владимир и Калуга.
При введении опричнины царь добился согласия боярства на право казнить и подвергать опале всех, кого он сочтет изменниками. Сразу же с территории опричнины были выселены сотни боярских семей, их земли отошли опричникам. Конфискации подвергались и земли служилых людей, не доказавших своей абсолютной преданности царю.
Опричный террор достиг апогея в 1569 - 1570 гг. Были убиты митрополит Филипп и последний удельный князь Владимир Старицкаий. Совершен карательный поход на Новгород, в ходе которого разгрому подверглись также Тверь, Клин, Торжок, сотни сел. Совершены массовые казни в Москве. В 1572 г. опричнина была отменена.
Результатом опричнины были:
1/ ослабление боярско-княжеского землевладения и подрыв политической роли боярства;
2/ запустошение многих районов страны, бегство их населения на окраины;
3/ установление деспотического режима личной власти царя.
Большинство историков считают, что опричнина была хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех сил, которые противостояли его самовластью, т.е. прежде всего против боярско-княжеской оппозиции. В опричнине отразились и личные качества Ивана IV - человека государственного ума, но с гипертрофированно развитым властолюбием
Споры о том, как можно однозначно охарактеризовать Средневековье, не утихают до сих пор.Многие современные писатели посвятили этому времени свои литературные произведения. Например, Умебрто Эко с его романом "Имя Розы", роман Кена Фоллетта "Стопы земли" и многие другие. Они наполнены своеобразной поэзией Средних веков.
Прежде всего Средневековье ассоциируется у современного с городом. Собственно говоря, именно в Средние века и появились города как таковые. Представим же, что мы попали именно в такой город.
Нам нужно перенестись на несколько веков назад. И вот он перед нами - со своими могучими стенами, высокими башнями, резко выделяющимися на фоне светлого утреннего неба. Войти в город в те времена было не так уж и просто, но вообразим, что все стражники на стенах спят, или исчезли вовсе. Вот мы уже и за каменной стеной, года и десятилетия защищавшей жителей от врагов. В городе, как всегда, шумно. Слышатся крики молодежи, стук мечей, зов торопливо снующих торговцев.
Улочки города очень узкие и извилистые, совсем не похожи они на широкие проспекты и аллеи современного города. Между домами иногда встречаются промежутки, засаженные деревьями, но они очень редки.
Где-то вдалеке лают собаки.Гордо поднимается к ночным небесам стройная башня городской ратуши. Против ратуши величественный в своем великолепии возвышается собор. Его остроконечные башни взлетают ввысь, донося до небес молитвы и жалобы простого люда. Жизнь средневекового человека вовсе не была легка и беззаботна - бывали и неурожайные годы, и голод, и нападения врагов, и эпидемии таких страшных болезней, как чума.
А что если вспомнить о страшных и жестоких казнях, о пытках, которым подвергались жертвы Священной Инквизиции? Нет, лучше мы пройдем еще дальше по улочкам, которые носят сословные названия и названия, говорящие о ремеслах ее обитателей - Рыцарская, Кожевенная, Торговая, Булочная. Зайдем в местную харчевню и отведаем стряпни под бренчанье лютни какого-нибудь странствующего пилигрима или трубадура.Он расскажет нам о виденных им прекрасных дамах и отважных рыцарях, передаст старинную легенду о страшном драконе.
Вот и подходит к концу наша небольшая экскурсия. Конечно, мы познакомились только с эскизом, силуэтом, абрисом средневекового города. Да разве и может узнать больше современный человек, даже если он имеет специальное образование? Думаю, что нет. Чтобы понять дух и атмосферу средневекового города по-настоящему, нужно быть представителем той прекрасной и жестокой одновременно эпохи.