Введение
Северную войну(1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой(Польшей) против Швеции.
Это событие яркой страницей вошло в героическую летописьОтечества. Оно показало несбыточность планов шведских завоевателей,стремившихся захватить обширные территории Российского государства, расчленитьстрану на мелкие княжества, оттеснить ее от морских торговых путей в ЗападнуюЕвропу.
Победа над сильным, имеющим богатый боевой опыт противникомубедительно подтвердила правильность и своевременность мер по укреплениюэкономической и военной мощи России в начале XVIII века. Нетрудно представить, чем могло обернутьсяпромедление с реорганизацией экономической и социально-политической жизнистраны, со строительством металлургических, оружейных, пороховых заводов, скоренным переустройством вооруженных сил.
Конечно, пушки и боеприпасы сами по себе не могли привести кпобеде. Главным творцом ее стали простые люди. Несмотря на чудовищный гнет ипритеснения со стороны правящих классов, они не склонили головы передзахватчиками, не позволили чужеземцам поработить родную землю.
Многое зависело и от прозорливости, государственной мудростии полководческого таланта великого преобразователя страны Петра I (1672—1725). Он проявил глубокоепонимание задач, стоящих перед Россией, провел крупные реформы, сумел правильновыбрать момент решающего сражения.
К тому времени вооруженное противоборство России и Швециипродолжалось уже почти 8 лет. В ожесточенных схватках с противником русскиевойска изведали и горечь поражений, и радость побед, приобрели стольнеобходимый боевой опыт.
Оценив обстановку, русское командование приняло решение датьшведам генеральное сражение. Оно сосредоточило войска близ Полтавы, перекрывпротивнику дорогу на Москву. Там и произошла битва, которая знаменовала собойне просто победу одной армии над другой, а коренной перелом в многолетнейСеверной войне (1700—1721), явилась ее кульминацией. Она коренным образомизменила стратегическое положение воющих сторон в пользу русских. И хотя войнапродолжалась еще долгих 12 лет, исход ее был предрешен.
Минули столетия, которые вместили множество важнейшихсобытий. Однако интерес к отечественной истории, к литературе, котораяобращается к героическому нашей страны, не только не ослабевает, но и,наоборот, возрастает.
В разные годы быловыпущено немало книг, в которых рассказывалось о Северной войне: Письма ибумаги императора Петра Великого, т. 1 —11, СПБ — М.— Л., 1887 — 1964;Мышлаевский А. 3., Северная война на Ингерманландском и финляндском театрах в1708 — 1711 гг., СПБ, 1893; его же, Петр Великий. Война в Финляндии в 1712—1714гг., СПБ, 1896; его же, Северная война. 1708. От реки Улы и Березины до рекиДнепр, СПБ, 1801; Масловский Д. Ф. (сост.), Северная война. Документы 1705-1708гг., СПБ, 1892; Кафенгауз Б. Б., Буганов В. И. Пётр Великий и его время. ─М.: «Наука», 1989., Павленко. Н.И. Пётр Первый и его время. ─ М.:«Просвещение», 1989., Злаин. А. И. Полтавская битва. ─ М.: «Военноеиздательство», 1988.
К этой теме обращались известные советские историки Е. В.Тарле, В. Е. Шутой, Б. С. Тельпуховский, В. А. Панов. Многие авторы избралиобъектом исследования непосредственно Полтавскую битву. Целостную картинукульминационного события Северной войны воссоздали А. И. Козаченко, С. И.Безбах, Б. Б. Кафенгауз, Е. И. Порфирьев, П. П. Епифанов и другие.
Однако большинство трудов, посвященных истории Северной войнеиздавалось в предвоенные и первые послевоенные годы весьма ограниченнымтиражом. Среди них следующие труды: Северная война и Ништадтский мир(1700-1721), М.- Л., 1944; Тельпуховский Б. С., Северная война. Петра I, M., 1946; Тарле Е. В., Северная войнаи шведское нашествие на Россию. М., 1958; Никифоров Л. А… Внешняя политикаРоссии в последние годы Северной войны.Ништадтский мир, М., 1959:Фейгина С. А., Аландский конгресс. Внешняя политика России в конце Севернойвойны, М., 1959; Шутой В. Е., Северная война (1700 — 1721), М., 1970; ЕпифановП. П., Россия в Северной войне, «Вопросы истории», 1971, № 6—7. Епифанов
Неудивительно, что многие из них попали ныне в разрядбиблиографических редкостей, практически недоступных читателям.
В предлагаемом реферате сделана попытка с позиций новогоисторического мышления показать сложность и противоречивость исследуемогопериода, проследить, какими напряженными, порой даже драматическими событиямибыли насыщены годы, предшествующие Северной войне.
В числе действующих лиц показаны не только видныегосударственные и военные деятели — Петр I, Карл XII,Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков, но и менее известные люди — А. И. Репнин, М.М. Голицын, А. С. Келин и другие.
Значительное место в работе уделено сравнительно малоисследованным событиям долговременной осады Полтавы, в ходе которой яркопроявились такие качества защитников гарнизона.,
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия) , все более осознавая себя русским православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в. , -соборной личности.
В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства.
Это приводило к аскетизму, стремлению не при мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т. е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.