В условиях обострения классовых противоречий на Руси развертывался третий этап феодальной войны. Большое влияние на ее ход оказало поражение, понесенное Василием II от татарского войска под Суздалем. От Суздаля татары отправились через Владимир и Муром к Нижнему Новгороду. Оттуда Орда Улуг-Мухаммеда отошла в августе 1445 г. к Курмышу. Василия II и князя Михаила Андреевича татары захватили с собой. Поражение и пленение великого князя использовал в своих интересах Дмитрий Шемяка, который завел сношения с Улуг-Мухаммедом. Летописи говорят о том, что последний прислал к Дмитрию Шемяке посла Бегича. Речь шла, очевидно, о признании ханом Шемяки в качестве великого князя всея Руси. По словам Симеоновской и некоторых других летописей, Шемяка «рад быв, и многу честь подав ему [ханскому послу], желаше бо великаго княжениа, и отпусти его с всем лихом на великаго князя…». Львовская летопись прямо говорит, что Шемяка отпустил от себя Бегича, условившись с ним о том, «чтобы великому князю убиену быти, а ему сести на великом княжении»[2304]. Вместе с Бегичем Дмитрий Шемяка отправил к Улуг-Мухаммеду своего дьяка Федора Дубенского, который должен был договориться с ханом о том, чтобы «князю великому не выити на великое княжение». Великокняжеский стол рассчитывал занять Шемяка.
Причины войны
Помимо внешних врагов, укреплению Руси угрожала и внутренняя опасность — вражда среди потомков Ивана Калиты. Долгое время московским князьям удавалось сохранять единство. Однако опасность мятежа таила в себе сама удельная система, при которой каждый из членов правящего семейства в принципе имел возможность претендовать на верховную власть. Обладая огромными уделами, младшие братья правителя, объединившись, могли одолеть его в военном противостоянии. К тому же любой мятежник мог рассчитывать на поддержку внешних врагов Москвы, заинтересованных в её ослаблении. Таким образом, всё держалось только на авторитете московского князя, его умении договариваться с младшими братьями. Но достаточно было одного неверного решения — и огонь вражды вырывался наружу.
Василий II и Юрий Звенигородский (1425-1433)
Первая междоусобная война Василия II началась в 1425 г., когда на московский престол после кончины Василия I вступил его 10-летний сын Василий II.
Согласно завещанию Дмитрия Донского, в случае кончины Василия I престол должен был перейти к его брату, удельному князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому. Помимо подмосковного Звенигорода, Юрий владел городом Галичем в костромской земле. Это был мужественный и опытный воин, пользовавшийся авторитетом среди московской знати. Однако Василий I завещал престол своему сыну Василию. До его совершеннолетия власть фактически переходила к княгине-вдове Софье Витовтовне.