Международное и внутреннее положение Московского царства на всем протяжении гражданской войны было катастрофическим. До сих пор не понятно, как западные короли «проморгали» тот исторический момент для захвата страны. Крымский хан угрожал с юга, поляки с запада, шведы с северо-запада. Бояре в Москве продавали страну на корню, готовые принять на царство то польского королевича, то шведского. Лишь нестроения внутри Речи Посполитой, наличие в Польше сильной оппозиции королю, его плохие отношения со Швецией, а еще небывалый героизм и упорство русских людей, могут объяснить тот факт, что, не смотря на не прекращающуюся войну на территории Руси и ее разорении, она смогла устоять и выдержать.
Огромную роль в страны тогда сыграла Православная Церковь и лично ее предстоятель, Патриарх Гермоген.
Этот мужественный и несгибаемый человек, причисленный в дальнейшем к лику святых, как мученик, не побоялся никаких лишений, ни самой мучительной смерти, став, по сути, духовным пастырем всей страны. Его невозможно было ни купить, ни запугать.
Бояре
Особую и позорную роль в истории смуты сыграло московское боярство – родовая аристократия, владевшая огромными богатствами и властью. В тот период боярство в подавляющем своем большинстве, заняло откровенно предательскую позицию, особенно бояре так называемой Семибоярщины - Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметьев, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Для этих людей личная власть и несметные богатства были важнейшими понятиями, тогда когда судьба страны и народа являлись чем-то вс Бояре готовы были пойти на то, чтобы посадить на трон иностранца, лишь бы не представителя другого боярского рода.
Народные вожди
Первым популярным героем, сказавшим во всеуслышание о необходимости освобождения России, был Прокопий Ляпунов, рязанский дворянин и воевода. Он пользовался колоссальным авторитетом у земства и народа, но его ополчение ожидала печальная участь. Ляпунов в результате заговора казаков был убит, и тогда историческая Россия выдвинула на первые роли такие личности, которые изменили весь ход истории страны – Минина и Пожарского.
Кузьма Минин (Сухорук) был простым нижегородским купцом, торговавшим говядиной. Низкорослый, ничем не примечательный человек на глазах стал превращаться в национального героя, своими пламенными речами поднимавшим народное сознание и движение за освобождение страны и защиту Православия против латинян. Именно Минин указал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, как на самого подходящего главу повстанческого войска.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был одним из немногих, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не принимал участия в боярских интригах. Он не был представителем знатного рода и был известен как успешный воевода. Выбор Пожарского был безошибочен. Только такой человек в то время и мог возглавить ополчение, и только с таким человеком ополчение могло победить врага, который уже два года держал столицу страны в своей власти. Пожарский стал собирать войско, но поначалу, то не хватало средств, то вооружений. Со всей страны, услышав о новом ополчении, к князю стали стекаться ратники, которые, в конце концов, и пришли с князем в Москву.
Осажденные польские рыцари, запершись в Кремле, сопротивлялись до последнего, но, сломленные голодом, безнадежностью и отчаянием сдались на милость победителям. Князь гарантировал им жизнь и сдержал свое слово.
Окончание смуты и выбор царя
После изгнания интервентов из пределов России был созван Земский собор, на котором всенародно был избран новый царь России. Им стал шестнадцатилетний Михаил Романов. Смута закончилась. Герои народного ополчения – Минин и Пожарский выполнили свое предназначение.
Смута была преодолена русским народом, но это преодоление было сродни чуду. Судьба страны и великого народа висела на волоске многие годы и лишь обстоятельства, а так же появление народных национальных героев страну от гибели и окончательного, бесповоротного уничтожения. И, все же, нужно особенно отчетливо понимать, что смута начинается в умах, в душах людей, и только потом захватывает экономику и политику.
Иными словами, смута есть кризис национального сознания. Результатом этого кризиса становится разобщение общества, потеря единства народа, и как следствие - беды и разорения, которые дают о себе знать спустя годы и годы, нанося страшные раны народному бытию. Смута, как глобальный национальный кризис всех сфер жизни общества, по мнению историков, продолжалась с 1598 по 1613 год вплоть до избрания на царство Михаила Романова.
причины и предпосылки греко-персидских войн. крупнейшим событием v в. до р. х. стали греко-персидские войны (500-449 описанные в знаменитой «» первого греческого геродота.
с середины vi в. до р. х. при царе кире, основателе династии ахеменидов, на востоке возникает мощная персидская держава. ее границы на севере достигали кавказа, на востоке – индии, на северо-востоке – средней азии, а на западе – малой азии и египта – фактически вся передняя азия и северная африка подчинялись персидскому государству, достигшему наивысшего подъема при дарии i (522–486), который провел ряд реформ. для поддержания единства разрозненных областей этой пестрой по этническому составу державы дарию было необходимо укрепить ее военную мощь за счет экспансии в другие страны, а развитое в хозяйственном отношении средиземноморское побережье представляло собой наиболее привлекательные территории.
войне предшествовало несколько важных событий. в 546г., еще при кире, персы разгромили лидийское царство (лидия – одна из областей малой азии), в формальном подчинении у которого находились греческие города малой азии и прибрежных островов. с приходом дария греки обязывались выплачивать дань, поставлять в персию солдат и рабочих; , а в города назначались персидские ставленники.
в 525 г. до р. х. персы захватили египет и греческую колонию кирену, что к утрате влияния греков в северной африке. в грецию прекратился подвоз египетского хлеба.
в 514 г. дарий предпринял поход против скифов, завершившийся неудачей. несмотря на неудачу, дарий занял фракию и пролив геллеспонт, что к сокращению греческой торговли в эгейском море. торговая инициатива перешла из рук малоазийских греческих городов к финикийцам, которым покровительствовал персидский царь.
ионийское восстание (500–494). экспансия персов ущемляла, в первую очередь, интересы греков, живших на западном побережье малой азии. здесь и начался первый этап войн – ионийское восстание (500–494). первыми восстали жители милета, изгнавшие из города персидский гарнизон. милет поддержали другие города.
за отсутствием четкой организации восстание изначально было обречено. греция почти не оказала восставшим: лишь афины и эретрия (полис на острове эвбея) прислали небольшой воинский контингент. в 495 г. финикийско-персидский флот нанес поражение малоазийским грекам у острова лада, милет был осажден и через год взят (494), а жители перебиты или угнаны в персию.
первый поход мардония (492–490). марафонское сражение. вторая военная кампания длилась с 492 по 490 г. и была связана уже с вторжением персов на территорию греции. предлогом для дария послужило вмешательство греков в ионийское восстание. в 492 г. зять дария военачальник мардоний в малой азии снарядил огромное войско, начавшее продвижение на запад. сухопутная армия двинулась через геллеспонт по южнофракийскому побережью, вдоль которого по морю плыла эскадра, попавшая в страшную морскую бурю у мыса афон и потерявшая половину кораблей. мардоний был вынужден вернуться, но, несмотря на неудачу, в руках персов оказалась фактически вся северная часть эгеиды.