1.Российское общество в период после победы в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном было «пропитано» как реформаторскими, так и антиреформаторскими идеями.
Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.
Однако, большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.Характерной чертой послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Оно впервые в истории России приобрело организованные формы.
Первоначально основу деятельности участников составляли либеральные идеи. Главной из них стало положение о приоритете личности человека и его экономических и политических свобод.
Это было принципиально новым направлением для России, где испокон веков главными считались интересы общества и государства.Бездействие и нерешительность властей в реформирование государства подтолкнула сторонников преобразований в России к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства, потому что дворяне были единственным, наиболее образованным сословием России.Первыми крупными тайными обществами стали «Союз далее, образованный на его основе, «Союз благоденствия», «Южное общество» и «Северное общество».
В связи с этим в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные,охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева,который играл большую роль в управлении государством.
Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом.Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь,убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал
вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции.Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха.Все более ощутимым фактором российской действительности станоилось наступление реакции по всем линиям.
2.Если кратко - в нерешительности Александра 1. Он понимал, что реформы по освобождению крестьян вызовут огромное недовольство среди помещиков, вплоть до военных выступлений, и не был уверен, хватит ли у него твердости отстоять такое решение. Еще опасался и за свою жизнь, и за жизнь близких. Но проект по освобождению уже был разработан его министом М.Сперанским.
Объяснение:
В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.