В представленной статье становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмотрены земельный закон, семейно-брачное законодательство, военное законодательство, процессуальные нормы права, уголовное законодательство, нормы права о куне, закон о вдовах. Ключевые слова: обычное право, свод законов, Казахское ханство. Построение современного демократического правового государства немыслимо без создания права. Право является одним из основных регуляторов жизни общества наряду с моралью, традициями и религией. Обретение Казахстаном независимости поставило перед нашим народом задачу создания права отвечающего международным стандартам в области прав человека. Итогом процесса правотворчества стало принятие Конституции Республики Казахстан 1995 г. — Основного Закона нашего государства. При ее написании и принятии новых законов, регулирующих жизнь общества необходимо учитывать уроки истории и опираться на многовековые традиции страны. В связи с этим возрастает важность знания и должной оценки права Казахстана в различные исторические эпохи и применение в современном праве лучшего из исторического наследия Казахстана. «Жеті Жарғы» представляет собой свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке (который привил в 1680–1715). В научной литературе часто «Жеті Жарғы» именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке». Времена правления Тауке хана остались в истории казахского народа как период благоденствия и расцвета [1, c. 161]. Однако одним из основных его достижений мы считаем создание единого свода законов для всего населения казахского ханства — «Жеті Жарғы». Это, как справедливо, пишет известный российский ученный А. И. Левшин, ставит его в один ряд с такими государственными деятелями античной Европы как Ликург и Драконт.
1. СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ! Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки) : АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции) , жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их) . И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) . Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и при его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
1. СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ! Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки) : АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции) , жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их) . И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) . Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и при его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
В представленной статье становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмотрены земельный закон, семейно-брачное законодательство, военное законодательство, процессуальные нормы права, уголовное законодательство, нормы права о куне, закон о вдовах. Ключевые слова: обычное право, свод законов, Казахское ханство. Построение современного демократического правового государства немыслимо без создания права. Право является одним из основных регуляторов жизни общества наряду с моралью, традициями и религией. Обретение Казахстаном независимости поставило перед нашим народом задачу создания права отвечающего международным стандартам в области прав человека. Итогом процесса правотворчества стало принятие Конституции Республики Казахстан 1995 г. — Основного Закона нашего государства. При ее написании и принятии новых законов, регулирующих жизнь общества необходимо учитывать уроки истории и опираться на многовековые традиции страны. В связи с этим возрастает важность знания и должной оценки права Казахстана в различные исторические эпохи и применение в современном праве лучшего из исторического наследия Казахстана. «Жеті Жарғы» представляет собой свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке (который привил в 1680–1715). В научной литературе часто «Жеті Жарғы» именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке». Времена правления Тауке хана остались в истории казахского народа как период благоденствия и расцвета [1, c. 161]. Однако одним из основных его достижений мы считаем создание единого свода законов для всего населения казахского ханства — «Жеті Жарғы». Это, как справедливо, пишет известный российский ученный А. И. Левшин, ставит его в один ряд с такими государственными деятелями античной Европы как Ликург и Драконт.